
Открытый и честный диалог между бизнесом и властью – залог экономического успеха.
- Среда, 26 февраля 2020
Об этом Премьер-министр Кыргызской Республики Мухаммедкалый Абылгазиев сказал 13 февраля 2020 года в ходе заседания Совета по развитию бизнеса и инвестициям.
В своем выступлении глава Правительства, отметил следующие итоги решений и предложений Инвестсовета:
Так, только в 2019 году нам удалось воплотить в жизнь ряд ключевых инициатив поднимаемых бизнесом:
• введен мораторий на проведение проверок субъектов предпринимательства на 2019 - 2020 годы, (в 2019 году проверки сократилось в 8 раз);
• принята новая редакция Закона «О государственно-частном партнерстве» (создан Центр ГЧП, и сформирован портфель из 29 проектов на 300 млн. долл. США);
• образован Институт Бизнес-омбудсмена;
• администрирование социальных взносов передано в Налоговую службу (только за январь 2020 г. темп роста сборов увеличился на 43%)
• предоставлена пятая степень свободы воздуха (открытое небо);
• утверждена Концепция развития ювелирной отрасли на 2019-2022 годы»;
• принят План по улучшению индикаторов страны в рейтинге «Ведение бизнеса» на 2019-2020 годы;
Результаты проведенной работы были признаны и на международном уровне. Так Кыргызская Республика по итогам 2019 года вошла в ТОП-20 стран-реформаторов рейтинга «Ведение бизнеса 2020».
Далее он проинформировал участников заседания о достижениях Кыргызской Республики в прошлом году.
«В прошлом году нам удалось опередить темпы прогнозных показателей роста валового внутреннего продукта страны на 0,5%. Объем ВВП достиг 590 млрд сомов. Создано 6,5 тысяч новых рабочих мест. Есть результаты по импортозамещению, по привлечению инвестиций, из республиканского бюджета выделено 2,0 млрд сомов на реализацию бизнес-проектов в регионах. Профинансирован уже 51 проект. Предоставлены льготы по налогу на добавленную стоимость для перерабатывающих предприятий в размере 80%, внедрен механизм освобождения от 4 видов налогов на 5 лет для вновь открываемых предприятий в регионах, внесены изменения в законодательство о государственных закупках, что позволило в 2019 году увеличить долю отечественных компаний при осуществлении государственных закупок до 49%», - сказал Мухаммедкалый Абылгазиев.
Вместе с тем, Глава Правительства считает, что необходимо поставить точку в вопросе доверия предпринимателей и инвесторов при ведении бизнеса.
«Результаты за прошлый год создают лишь фундамент будущих экономических преобразований в стране. Далее нам необходимо принять специальные меры, гарантирующие неприкосновенность частной собственности и вложенных средств. Мы должны исключить любые бюрократические проволочки при открытии и ведении бизнеса. Речь идет и о трансформации некоторых земель для реализации инвестиционных проектов и проектов в рамках государственно-частного партнерства. Немаловажный вопрос - увеличение источников финансирования бизнеса в регионах, в том числе за счет использования средств фондов развития регионов. Предприниматели должны увидеть, что работать легально не только безопасно, но и выгодно», - подчеркнул Глава Правительства.
Мухаммедкалый Абылгазиев акцентировал внимание на то, что система фискализации станет важным этапом реализации Концепции цифровой трансформации страны.
«Главной целью всех предлагаемых нами в 2020 году инициатив является привлечение инвестиций и создание новых постоянных рабочих мест. Я буду лично сопровождать и контролировать работу по запуску крупных промышленных предприятий, а также начало реализации крупных проектов в рамках государственно-частного партнерства. Это лишь первоначальный этап работы системы, и бизнес должен знать, что он будет достаточно болезненный. Совместно мы должны пройти все преграды и гарантом успеха служит политическая воля Президента Кыргызской Республики, который заявил о твердой решимости поставить заслон коррупционерам. Правительство ждет от бизнес-сообщества ответной реакции, выраженной в том числе, в инициативах по развитию отечественной экономики», - сказал Премьер-министр.
По завершению мероприятия, в соответствии с решением Совета по присуждению премий Кыргызской Республики по качеству, за достижение значительных результатов в области качества, обеспечение безопасности и внедрение высокоэффективных методов менеджмента качества, а также за активное участие в конкурсе и достижение значительных результатов в области качества продукции Глава Правительства наградил ряд предпринимателей, работающих в разных отраслях экономики.

Азамат Акенеев о правильных посылах президента и почему бизнес нельзя кошмарить
- Среда, 26 февраля 2020
Экономический эксперт Азамат Акенеев прокомментировал прошедшее сегодня заседание комитета по развитию промышленности и предпринимательства при Национальном совете по устойчивому развитию с участием президента Сооронбая Жээнбекова.Много всего было сказано. Но был один конкретный посыл, который я услышал: не надо пытаться регулировать бизнес карательными мерами. Эксперт согласен, что бизнес в Кыргызстане не всегда работает добросовестно.
«Предприниматели в силу разных причин, и в первую очередь в связи с недоверием государству, не горят желанием работать полностью по-белому, платить в бюджет все положенные отчисления, соблюдать все требования и нормы. Ведь бизнесмена, какой бы он ни был патриот, всегда интересует прибыль. У нас очень большой теневой сектор, и государство должно с этим бороться. Но, как сказал кто-то, лучше оправдать десять виновных, чем осудить одного невиновного. Это в большей степени относится к бизнесу. Здесь правоохранительные органы должны быть очень сильно ограничены», — считает он.
По мнению Азамата Акенеева, в республике чрезмерно увлеклись карательными методами. «Есть же налоговая, пусть она разбирается, доначисляет, если надо», — добавил он. Если предприниматель не хочет платить, пусть налоговая судится, арестовывает счета, но хватать и бросать в тюрьму — крайняя мера.
Собеседник считает, что споры должны перейти в плоскость хозяйственных, без уголовного преследования. Главное, как можно меньше привлекать в таких спорах милицию и ГКНБ.
«Бизнес надо выводить из тени, обеспечив равные условия для всех. Есть же разные механизмы. На мой взгляд, это все сегодня прозвучало, глава государства сказал самое главное: регулировать споры с предпринимателями надо экономическими методами. Потому что бизнесмены — не преступники, они, возможно, не соблюдают какие-то требования или могут ошибаться и неправильно рассчитать налоги. Однако предприниматели не представляют угрозы непосредственно для граждан. Они не воры, не грабители, не насильники. Пусть государство использует экономические рычаги», — резюмировал Азамат Акенеев.
Теперь, как отметил эксперт, многое зависит от аппарата президента, насколько чиновники смогут посыл главы государства донести и мониторить.
«Поручения даны, но у нас их много дается. Всегда говорятся очень правильные слова, а потом, впоследствии, все спускается на тормозах. Вопрос в том, сможет ли аппарат президента обеспечить контроль за исполнением решений комитета. Если контроля не будет, то и положительных изменений ждать не стоит», — подчеркнул он.

О стратегии развития строительной отрасли Кыргызской Республики до 2030 года.
- Пятница, 07 февраля 2020
О стратегии развития строительной отрасли Кыргызской Республики до 2030 года.
На заседаниях Совета по развитию бизнеса неоднократно поднимались вопросы по разработке Стратегии развития строительной отрасли в Кыргызской Республики. В результате принято постановление Правительства КР от 17 января 2020г. №14, которым утверждена Стратегия развития строительной отрасли Кыргызской Республики до 2030 года.
Данная Стратегия определяет государственную политику и вопросы государственного регулирования градостроительного развития, обустройства и благоустройства территории Кыргызской Республики и является программным документом для определения перспектив развития строительной отрасли. Основной задачей Стратегии является определение наиболее проблемных направлений по формированию и обустройству среды обитания и жизнедеятельности населения – граждан Кыргызской Республики.
Реализация настоящей Стратегии предусматривает развитие производственного потенциала в строительстве и производство строительных материалов, рациональное и сбалансированное природопользование, обеспечение населения жильем, объектами образования, здравоохранения, культуры и спорта, обеспечение культурного и национального своеобразия в архитектуре и строительстве.
В стратегии описаны анализ текущей ситуации, основные цели приоритеты, задачи и меры Стратегии, а также мероприятия и направления по совершенствованию системы госрегулирования в области градостроительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства, совершенствованию системы нормативного правового регулирования, развитию цифровой информационно-коммуникационной технологии/ информационной технологии инфраструктуры, цифровой трансформации строительства, научно-технической политике, кадровому потенциалу в строительной отрасли, развитию градостроительной деятельности, строительству жилых, общественных и промышленных объектов и их эксплуатации, энергоэффективности зданий и сооружений, энерго- и ресурсосберегающие технологий, производству строительных материалов, изделий и конструкций, экологической безопасности и защите окружающей среды, ожидаемым результатам и индикаторам реализации Стратегии, возможным рискам и угрозам.

Евразийский конкурс "Интеграция"
- Вторник, 28 января 2020
Уважаемые представители бизнес-ассоциаций,
В целях развития международного сотрудничества и экономических отношений в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) Организационный комитет конкурса «Регионы – устойчивое развитие» (ПАО «Сбербанк», АО «Россельхозбанк») совместно с Евразийским банком развития (ЕАБР) и при поддержке Евразийской экономической комиссии запускает с 2020 года международный отбор бизнес-инициатив «Евразийский конкурс «Интеграция» (далее – Евразийский конкурс), направленный на финансовую и нефинансовую поддержку инвестиционных проектов с интеграционным эффектом, реализуемых на территории государств-членов ЕАЭС.
Инвестиционные проекты будут отбираться в период с 01 марта по 30 мая и с 01 сентября по 30 октября (ежегодно) и рассматриваться в рамках развития следующих программ Евразийского конкурса:
1. «Промышленность (добыча полезных ископаемых и обрабатывающие производства)»;
2. «Агропромышленный комплекс»;
3. «Жилищно-коммунальное хозяйство, водоснабжение и водоотведение, производство и передача теплоэнергии»;
4. «Экология и переработка твердых бытовых отходов и промышленных отходов»;
5. «Оптовая и розничная торговля»;
6. «Транспорт и логистика»;
7. «Гостиничный бизнес, туризм, культура, спорт»;
8. «Здравоохранение»;
9. «Фармацевтика и медицинские изделия»;
10. «Информационно-коммуникационные технологии, связь, цифровизация»;
11. «Инновационный бизнес, высокие технологии».
Базовые критерии, предъявляемые к инициируемым проектам:
− реализация инвестиционного проекта на территории государства-члена ЕАЭС с привлечением, как минимум одного технологического, финансового партнера из другого государства-члена ЕАЭС;
− финансирование направляется на создание нового объекта строительства, модернизацию существующих производств, запуск производства новой продукции (услуг), цифровизацию промышленных, инфраструктурных, индустриальных и иных объектов;
− сумма финансирования – от 100 млн рублей.
− размер собственного участия инициатора проекта в проекте от 20%.
− срок кредитования – до 15 лет.
Постоянно действующим рабочим органом Евразийского конкурса выступает Организационный комитет Конкурса, состоящий из представителей Евразийского банка развития (ЕАБР) и ПАО «Сбербанк».
Коллегиальным органом Евразийского конкурса является Наблюдательный совет, состоящий из представителей делового сообщества и органов власти государств-членов ЕАЭС.
Более подробная информация о Евразийском конкурсе – www.infra-konkurs.ru/integration.

К бизнесу применяют жесткие условия, а валютный перекос делает компании неконкурентоспособными, - экономист о проблемах бизнеса КР в ЕАЭС
- Вторник, 28 января 2020
Tazabek - «Мы сегодня работаем по единому тарифу ЕАЭС и это меняет условия для бизнеса Кыргызстана. Пример – ввоз автомобилей», сказал сегодня, 27 января, в ходе круглого стола «Актуальные вопросы повышения конкурентоспособности кыргызстанской экономики в ЕАЭС на 2020 год» экономист Азамат Акенеев.
«Если мы посмотрим на цифры, то увидим, что за 5 лет идут колебания по увеличению товарооборота и экспорта в ЕАЭС. Серьезного перелома не произошло. Мы примерно тот же объем продукции продолжаем экспортировать. Встает вопрос – имело ли смысл связываться с ЕАЭС, если у нас по-прежнему производство и экспорт остались на прежнем уровне», - сказал он.
Экономист задался вопросом «Что нужно сделать?». По его мнению, самая бросающаяся в глаза проблема – устранение барьеров для торговли и экспорта товаров.
«Это создание инфраструктуры качества, логистических центров, ведение переговоров с РК, потому что там часто создаются проблемы. К нам обращаются предприниматели, говоря, что требования с бизнесу КР на рынках Казахстана и России жестче, чем наши госорганы применяют к членам ЕАЭС. Часто службы стран ЕАЭС могут применить требования, которые похожи на барьеры. В этом направлении мы должны вести работу», - сказал он.
По его словам, каждая страна имеет голос и решение принимается всеми странами, но учитывая размер экономики и населения КР, предложения нашей страны не проходят.
«В кулуарах нам открыто говорят это… Наши производители воды говорят, что не могут уместить на этикетке все по требованиям. В ЕАЭС отвечают, что не будут менять правила игры ради нескольких производителей. Нам нужно что-то делать не только на внешней арене, но и во внутренней политике», - сказал А.Акенеев.
По мнению экономиста, нужно задуматься о денежно-кредитной политике, которая тесно связана с курсом валют.
«Когда страны ЕАЭС «уронили» свою валюту, у нас сом девальвировал минимально, получился перекос, который сохранился и на сегодняшний день. Это позволяет решить часть соцпроблем, но для производителей это подрыв конкурентоспособности. Иногда считанные проценты играют роль. Компаниям сложно преодолеть этот перекос. Перед НБКР нужно ставить цель – отвечать за экономический рост», - высказался он.
Подробнее: www.tazabek.kg/news:1592762?f=cp

Инвестиционный климат: в КР подписано первое соглашение о режиме стабилизации
- Вторник, 28 января 2020
Первое в истории Кыргызской Республики стабилизационное соглашение подписано между правительством КР и компаниями Chaarat Gold Holdings Lmtd. и ЗАО «Чаарат Заав». Церемония подписания и обмена рукопожатиями состоялась 26 декабря в Министерстве экономики КР.
Стабилизационное соглашение обеспечивает инвестору право выбора наиболее благоприятных условий по уплате налогов. В случае изменения законодательства инвестор может определять, удобнее ли ему сохранять прежние условия или лучше платить согласно принятым поправкам.
«Для инвесторов очень важен вопрос стабильности законодательства, он иногда является одним из главных вопросов, которым задается компания при изучении рынка. Бизнесмены хотят быть уверенными в том, что их права защищены», — подчеркнул Азамат Акенеев, эксперт Совета по развитию бизнеса и инвестиций. По его словам, для минимизации бизнес-рисков несколько лет назад с помощью Международного делового совета было инициировано внесение поправок в закон об инвестициях. Согласно изменениям, при соблюдении ряда условий — величины вклада в экономику, выбранной отрасли и некоторых других – инвестор получил право заключать соглашение о режиме стабилизации.
«В нашем случае ЗАО «Чаарат Заав» стало первой компанией, которая получила данное право. Отмечу, что режим стабилизации означает: инвестор имеет право пользоваться одним налоговым режимом в течение 10 лет. Если процентные ставки будут повышаться, то у компании будут фиксированные процентные ставки на момент заключения соглашения. В обратном случае – при понижении ставок – можно выбрать новый налоговый режим. Это делается для того, чтобы создать условия для улучшения инвестиционного климата», — сообщил Ханчоро Мурзалиев, начальник управления инвестиционной политики Министерства экономики КР.
Ранее подобные соглашения в республике не заключались, несмотря на то, что прошло почти пять лет с момента принятия поправок в закон об инвестициях.
Мы надеемся, что «Чаарат Заав» станет первой из компаний, которая откроет для себя преимущества стабилизационных договоренностей и поможет продемонстрировать их другим инвесторам.
Министр экономики КР Санжар Муканбетов
По словам заместителя директора Международного делового совета Данияра Медерова, республика обладает неплохим потенциалом, но для инвестора нужны условия – как для тех, кто только собирается прийти на рынок, так и для тех, кто уже давно работает.
«Наша организация говорит об этом давно. Мы на разных площадках подчеркиваем, что надо обеспечить последовательную фискальную политику, чтобы инвестор был спокоен за те деньги, которые он вкладывает. И мы ратовали за то, чтобы как можно быстрее появилось первое соглашение о стабилизации. Это случилось в рамках подающей большие надежды компании, в рамках договоренностей с «Чаарат Заав», и мы надеемся, этот факт будет не единичным, что другие последуют примеру этого инвестора».
Соглашение, разумеется, включает в себя обязательства и со стороны компании: в течение пяти лет ЗАО «Чаарат Заав» должно вложить в экономику не менее $20 миллионов – деньгами и/или имуществом. Также инвестор направит финансирование на продолжение деятельности, связанной с изучением, поиском, геологоразведкой, разработкой полезных ископаемых.
По словам Ханчоро Мурзалиева, выиграет и население, и регион, где работает компания:
«Появятся новые рабочие места в этом районе, будут дополнительные налоговые поступления от доходов, от деятельности инвестора. Выиграет не только государство, но и местная экономика тоже».
Директор Агентства по продвижению и защите инвестиций Шумкарбек Адилбек уулу подчеркнул: страна старается создать для инвестирования максимально выгодные и комфортные условия, поэтому разрабатываются все новые возможности и новые механизмы защиты инвестиций: «С «Чаарат Заав» мы заключаем стабилизационное соглашение, согласно которому при изменении законодательства инвестор может сохранить прежние условия. Мы помогаем в создании и подписании инвестиционного соглашения, которое призвано содействовать стабильной работе в стране, и в дальнейшем оказываем административную и иную поддержку».
***
ЗАО «Чаарат Заав» разрабатывает крупное золоторудное месторождение Чаарат в Чаткальском районе Кыргызской Республики и является дочерней компанией «Чаарат Голд Холдингс Лимитед». В активах британского холдинга также находится действующий рудник в Армении, «Капанский ГОК». «Чаарат Голд Холдингс Лимитед» обладает четкой стратегией создания ведущей золотодобывающей компании на территории стран СНГ в соответствии с передовыми мировыми производственными, природоохранными и социальными стандартами.
Дополнительная информация доступна на www.chaarat.com.

16 января 2020 года принята Стратегия развития строительной отрасли Кыргызской Республики до 2030 года.
- Вторник, 28 января 2020
16 января 2020 года принята Стратегия развития строительной отрасли Кыргызской Республики до 2030 года.
Вопрос развития строительной отрасли неоднократно поднимался на заседаниях Совета по развитию бизнеса и инвестициям при Правительстве КР. На протяжении многих лет в стране не существовало стратегического документа, который давал бы основные направления развития строительной отрасли. Соответственно данная отрасль проходила свое развитие в хаотичном состоянии. 17 октября 2018 года на заседании Совета было дано поручение Государственному агентству архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства при Правительстве Кыргызской Республики доработать и внести на утверждение стратегию развития строительной отрасли в КР.
Развитие строительной отрасли окажет существенное влияние на инфраструктурное развитие страны. Принятая сегодня Стратегия развития строительной отрасли Кыргызской Республики до 2030 года положительно отразится на достижении поставленных целей. Об этом Премьер-министр Кыргызской Республики Мухаммедкалый Абылгазиев сказал на совещании, посвящённому развитию строительной отрасли.
«Сегодня строительная отрасль, несмотря на динамичное развитие, имеет свои недостатки. Стоит посмотреть на строящиеся объекты в самом городе Бишкек. Спору нет, есть красивые и качественные здания. Но они все разные. Я говорю не только о внешнем виде зданий, но и о материалах, которые используются при их строительстве. Нет единого стандарта строительства, плана детальной планировки. Строят как и где хотят. В основном это касается нашей столицы. Принятый нами документ призван улучшить сложившуюся ситуацию», - сказал Мухаммедкалый Абылгазиев.
Принятая стратегия позволит увеличить налогооблагаемую базу организаций и предприятий строительной отрасли, внедрить энергоэффективные и ресурсосберегающие технологии, повысить требования к безопасности зданий и сооружений, обеспечить отрасль квалифицированными кадрами, осуществить цифровизацию строительной отрасли.
В целях развития строительной отрасли также принято Положение о порядке выдачи документов на проектирование, строительство и иные изменения объектов недвижимости и оценке соответствия вводимых в эксплуатацию завершенных строительством объектов в Кыргызской Республике.
Новая редакция предлагает такие кардинальные изменения, как исключение согласования при разработке архитектурно-планировочных услуг с уполномоченными государственными органами пожарного надзора, охраны окружающей среды и санитарного надзора, предусматривает сдачу проектной документации на экспертизу в бумажном или электронном варианте.
Также принят проект постановления Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении нормативных правовых актов в области энергетической эффективности зданий». В частности, порядок ведения государственного реестра энергетических сертификатов зданий и квалификационной сертификации специалистов в области энергетической эффективности зданий.
Цель сертификации – дать характеристику потребление зданием энергоресурсов, выявить потенциал энергосбережения и предложить меры по проведению энергосберегающих мероприятий собственнику здания.
«Строительство играет важную роль в принятых на сегодня государственных программам и концепция развития. Доля строительной сферы в ВВП страны составляет 29%. Хотя эти данные могут быть еще выше, если учитывать смежные сферы, которые получает развития через строительную отрасль. Идет так называемый мультипликативный эффект. Улучшив нормативно-правовые акты мы должны идти по пути развития строительной отрасли, чтобы идти в ногу со временем», - сказал Глава правительства.

Встреча по обсуждению поправок в Закон КР относительно аудита Счетной палатой КР деятельности предприятий вне зависимости от форм собственности
- Пятница, 27 декабря 2019
В 11:00 часов 27 декабря 2019 года в конференц-зале Секретариата Совета по развитию бизнеса и инвестициям при Правительстве КР состоялась рабочая встреча по обсуждению поправок в Закон КР относительно аудита Счетной палатой КР деятельности предприятий вне зависимости от форм собственности. Данная встреча организована Секретариатом Совета по развитию бизнеса и инвестициям при Правительстве КР и Совет по развитию бизнеса и предпринимательства при Торага ЖК КР
Согласно информации представителей Счетной палаты КР, функция по аудиту деятельности предприятий и организаций независимо от формы собственности для дачи заключений, ответов на запросы правоохранительных органов существовал до инициирования настоящего законопроекта. Изменяется лишь понятие «стадия возбуждение уголовного дела» на понятие «досудебное производство по уголовному делу» в соответствии с новой редакции Уголовно-процессуального кодекса КР.
Также согласно Кодексу КР о нарушениях, принятого в рамках проводимой судебно-правовой реформы, Счетная палата КР не наделена полномочиями рассматривать дела о нарушениях. Таким образом, в настоящем законопроекте исключается упоминание о наложении ими административных взысканий на кого-либо.
С учетом представленной информации представителей Счетной палаты КР, приняты следующие решения:
1. Принять к сведению информацию Счетной палаты КР о том, что не вводятся какие-либо дополнительные виды аудита частного сектора, а лишь уточняется ранее имевшие функции.
2. В целом, бизнес-сообщество предлагает инициировать соответствующие поправки в законодательство КР об исключении из функций Счетной палаты аудита деятельности частных предприятий по запросу правоохранительных органов. Данные функции должны выполнять либо частные аудиторские компании, либо Государственная судебно-экспертная служба при Правительстве КР.

Теневая экономика. За державу обидно
- Понедельник, 09 декабря 2019
Последние расследования Азаттыка, Kloop и Центра по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP) не только выявили устойчивые системные коррупционные схемы на отечественной таможне, но и поставили вопрос о реальных масштабах теневой экономики в стране.
Размеры сумм, во много сотен миллионов долларов, выводимых только одним человеком, а также ранее озвученная правительством и Национальным банком информация о примерно 140 миллиардах долларов проведенных по корреспондентским счетам отечественных банков за 2018-й и первые 6 месяцев 2019 года заставляют совершенно по-иному взглянуть на возможные объемы неформального сектора Кыргызстана. Напомню, что по оценкам Национального статистического комитета, теневая экономика составляет примерно 24% от ВВП, исследования международных организаций дают более пессимистичные цифры - в размере около 40% от ВВП. Но, по всей видимости, даже эти данные являются существенно заниженными.
В последнее время в социальных сетях приходится наблюдать достаточно многочисленные мнения, что подобная ситуация с размерами контрабанды и неучтенными денежными потоками является не такой уж страшной. Что это позволяет сохранять низкие цены на товары для населения, создавать рабочие места, давать зарабатывать огромному слою людей, занятых в торговле, поставках, логистике, а также позволяет сохранять конкурентоспособность страны для реэкспорта товарных потоков в другие страны СНГ. Некоторые доходят до того, что представляют коррупционеров с таможни эдакими современными Робинами Гудами, которые, организуя контрабандные потоки через Кыргызстан, грабят богатых соседей и развивают нашу экономику. Ну а то, что не платятся положенные налоги в бюджет страны, подумаешь, ведь все равно разворуют.
На самом деле от подобной модели развития страны, основанной на реэкспорте и контрабанде, намного больше минусов, чем плюсов. Плюсов, честно говоря, не вижу вообще. Да, вполне возможно, что на определённом этапе развития Кыргызстана контрабанда и помогла развиться какому-то слою предпринимателей, обеспечила закрепление места страны как важного звена в системе региональной торговли. Но нужно понимать, что это в любом случае было временным явлением. В международной практике нет стран, успешно живущих и развивающихся на контрабанде. Этого никто не позволит в хоть какой-то долгосрочной перспективе.
У тебя не спрашивают, как ты заработал первый миллион, но те, кто пытается таким же способом заработать второй или третий, заканчивают либо в тюрьме, либо на кладбище. Соседи, видя наши шалости, неизбежно усиливают контроль за перемещением товаров из Кыргызстана, вводя многочисленные барьеры, от которых в первую очередь страдают добросовестные экспортеры. Мы удивляемся, почему вступив в ЕАЭС мы так и не получили обещанного свободного передвижения товаров и единого рынка. Возмущаются депутаты, возмущаются граждане, ну, а что возмущаться-то, если в стране на системной основе действует коррупционная сеть по доставке контрабанды на рынки соседей в десятки миллиардов долларов!? Какой сосед в таких условиях откроет свои границы? Тут не возмущаться надо, а радоваться, что хоть какие-то наши товары пускают. Рано или поздно мы можем просто оказаться в полной изоляции.
Какие еще минусы приносит текущая модель экономики страны? Безусловно, в первую очередь страдает наш бюджет. Уровень услуг, предоставляемых государством, в первую очередь образования и здравоохранения из-за недостатка средств находится на минимальном уровне, человеческий ресурс страны деградирует. Не развивается общественная инфраструктура, слабая социальная защищенность населения, отсутствие должной безопасности – все это подрывает конкурентоспособность страны.
Наличие огромного неучтенного импорта, завозимого в страну, практически обнуляет любые попытки государства каким-то образом развить отечественное производство. Даже самое простейшее. Местные производители вынуждены платить налоги, соблюдать требования, получать сертификаты, тогда как неучтенная и зачастую контрафактная продукция свободно попадает напрямую в торговые сети. В этих условиях могут выжить только отдельные компании, обладающие крайне высокой конкурентоспособностью. Страдают не только местные добросовестные компании. Одним из главных факторов, отпугивающих иностранных инвесторов от Кыргызстана, является несправедливая конкуренция. Какой смысл внедрять новые технологии, современные системы менеджмента, если кто-то может завозить любой товар в страну и свободно продавать его без уплаты налогов.
Неразвитая экономика не создает достаточное количество рабочих мест, вызывая огромные миграционные потоки из страны, вымывая и без того скудный человеческий капитал за границу.
Перечислять минусы теневой экономики и контрабанды можно еще долго. Остановлюсь на одном. Огромные коррупционные доходы от таможни, получаемые определённым кругом лиц, позволяют им коррумпировать и другие государственные органы, в первую очередь правоохранительные. Вы давно слышали о каких-то серьезных арестах таможенников, несмотря на объявленную в стране борьбу с коррупцией? Коррумпируются не только чиновники, но и политики, и СМИ. В перспективе это может привести к монополизации всей власти в стране.
Если сейчас остановить коррупцию на таможне и начать сокращать размеры теневой экономики в первую очередь в торговле, то в краткосрочной перспективе это вызовет определённый подъем цен и, возможно, потерю какой-то части транзитных товарных потоков и сокращение части рабочих мест, обслуживающих эти потоки. Но без этого мы никогда не сможем вырваться из нынешнего прозябания и перейти к следующему этапу развития. Страны, победившие коррупцию, процветают, коррумпированные государства живут в нищете, это доказала и история, и международный опыт. Нам всем надо начинать жить по закону, не только государственным органам, но и предпринимателям, и обычным гражданам, если мы хотим построить на самом деле процветающий Кыргызстан.
Азамат Акенеев, эксперт Совета по развитию бизнеса и инвестиций

Методология оценки мер по улучшению бизнес-среды на соответствие принципам «Открытого правительства»
- Четверг, 05 декабря 2019
Статья «Методология оценки мер по улучшению бизнес-среды на соответствие принципам «Открытого правительства»» была опубликована в международном научном экономическом журнале «Реформа» № 3 (83) 2019.
В данной статье предлагается методология оценки мер по улучшению бизнес-среды, а также проверки этих мер на соответствие принципам «Открытого правительства» – прозрачности, открытости и вовлеченности бизнес-сообщества в процесс принятия решений. В качестве критериев влияния мер на основные параметры ведения бизнеса взяты финансовые и временные затраты бизнеса при взаимодействии с государственными регуляторами. Разработаны количественные и качественные индикаторы значимости влияния мер, которые определяются на основе экспертного анализа. Данная методология и результаты оценки будут эффективным инструментом для определения приоритетных мер по улучшению бизнес-среды при разработке национальных стратегий и программ развития. В статье также апробируется методология ОП-оценки на примере предложения бизнес-сообщества по созданию единой электронной цифровой подписи в Кыргызской Республике.