Адрес: г. Бишкек, ул. Игембердиева 1а, Блок Д, 3 этаж, кабинеты 319, 320, 321, тел.: 0312 963600, 0999 963600, office@investment.kg

Новости

Moody’s повысило прогноз по кредитному рейтингу Кыргызской Республики до «позитивного»

Moody’s повысило прогноз по кредитному рейтингу Кыргызской Республики до «позитивного»

Moody’s Investors Service – международное рейтинговое агентство, входящее в тройку крупнейших в мире наряду с Standard & Poor’s и Fitch Ratings. Основная задача таких агентств – присвоение кредитных рейтингов и анализ рисков, то есть оценка надежности заемщиков (государств, банков, компаний) и их способности своевременно выполнять долговые обязательства. Результатом оценки является буквенный кредитный рейтинг, отражающий уровень кредитоспособности: например, наивысший рейтинг у Moody’s – Aaa, Aa1, Aa2, Aa3, A1, A3 и далее B и C.

Помимо самого рейтинга, агентство также присваивает прогноз – «стабильный», «позитивный» или «негативный» – который отражает вероятность его изменения в среднесрочной перспективе. Например, позитивный прогноз указывает на высокую вероятность повышения рейтинга при благоприятных условиях, негативный – напротив, сигнализирует о возможности понижения, а стабильный означает, что изменений не ожидается.

Moody’s улучшило прогноз для Кыргызской Республики со «стабильного» до «позитивного»

11 июля 2025 года международное рейтинговое агентство Moody’s пересмотрело прогноз по суверенному кредитному рейтингу страны, изменив его с уровня «стабильный» на «позитивный». При этом долгосрочный рейтинг эмитента подтверждён на прежней отметке B3. Иными словами, текущее значение рейтинга осталось без изменений (B3), однако прогноз по его дальнейшему изменению улучшен до позитивного, что свидетельствует о потенциальной возможности повышения самого рейтинга в будущем при сохранении позитивных тенденций.

«Когда весомое международное агентство говорит: “у вас хорошие перспективы”, — это не просто рейтинг, это доверие. А доверие — ключ к инвестициям, рабочим местам и экономическому росту. Нам важно сохранить этот темп реформ и далее укреплять это доверие», — отметил Улук Кыдыбаев, руководитель Секретариата Инвестсовета при Кабинете Министров.

Пересмотр прогноза обусловлен существенным улучшением макроэкономических и фискальных показателей страны, а также повышением потенциальных темпов роста экономики. Результатов удалось достичь благодаря реализации ключевых реформ, диверсификации секторов экономики и активному вложению средств в инфраструктурные проекты. В качестве примера позитивных сдвигов приводится снижение уровня государственного долга: если в 2020 году размер госдолга достигал 64% ВВП, то к 2024 году он снизился до 37% ВВП. Это заметное сокращение долговой нагрузки создаёт для страны определённое «бюджетное пространство», то есть запас прочности, необходимый для дальнейшего устойчивого развития и способности реагировать на внешние шоки.

Секретариат Инвестиционного совета при Кабинете Министров Кыргызской Республики рассматривает улучшение рейтинговой оценки как результат системных усилий по улучшению инвестиционного климата, продвижению устойчивых реформ и укреплению доверия к экономике страны со стороны делового сообщества и международных партнёров.

Одновременно Moody’s указывает и на условия, необходимые для возможного будущего повышения рейтинга. Подчёркивается важность продолжения структурных реформ, улучшения качества государственного управления и снижения внешней уязвимости экономики.

Что означает «позитивный» прогноз и как он повлияет на Кыргызскую Республику?

Проще говоря:
Moody’s дал Кыргызской Республике “зелёный свет” и сказал: «У вас всё идёт в правильную сторону». Это помогает стране привлекать инвестиции, брать деньги под меньший процент и развивать экономику. Чем лучше оценка – тем больше доверие, а значит – и возможностей.

 

Ключевые значения и возможные позитивные изменения в стране благодаря улучшению позитивного прогноза:

  • Высокая вероятность повышения рейтинга.

Позитивный прогноз от рейтингового агентства означает, что с большой долей вероятности в течение ближайших 12–18 месяцев кредитный рейтинг страны будет повышен (при условии, что текущие благоприятные тенденции сохранятся). Таким образом, решение Moody’s указывает на доверие к курсу экономической политики Кыргызской Республики и сигнализирует о шансах подняться с уровня B3 на более высокую ступень рейтинговой шкалы в обозримом будущем.

  • Рост доверия инвесторов и новые инвестиции.

Улучшение рейтингового прогноза служит сигналом для инвесторов и международного сообщества, свидетельствуя об оздоровлении экономической и финансовой ситуации в стране. В правительстве называют это важным шагом для укрепления доверия со стороны мировых финансовых рынков, который открывает новые возможности для привлечения капитала и инвестиций в экономику Кыргызской Республики. Иными словами, зарубежные партнеры и кредиторы будут более уверенно рассматривать проекты в стране, что способствует притоку финансирования.

  • Укрепление позиций на мировых рынках.

Повышение суверенного рейтингового статуса напрямую влияет на имидж страны в глазах глобальных рынков. Улучшение репутации на международной арене позволяет Кыргызской Республике выгоднее представлять себя в переговорах с иностранными инвесторами, партнёрами и финансовыми институтами.

  • Лучшие условия для бизнеса и банков.

Улучшение суверенного рейтинга страны положительно сказывается и на внутреннем финансовом секторе. Финансовые организации получают перспективу привлечения ресурсов на более выгодных условиях: удлиняются возможные сроки кредитования, снижаются процентные ставки по займам. Коммерческие банки, например, могут легче получить собственные рейтинги от международных агентств, а это даст им доступ к более дешёвым и долгосрочным финансам. В конечном счёте улучшение кредитного статуса всей страны создаёт более комфортные условия для развития бизнеса и инвестиционных проектов на внутреннем рынке.

  • Удешевление государственных заимствований.

Суверенный рейтинг напрямую влияет на то, под какой процент государство занимает деньги за рубежом. Более высокий рейтинг упрощает выпуск государственных ценных бумаг на внешних рынках – например, еврооблигаций – и позволяет снизить стоимость заимствований для правительства. Таким образом, в будущем Кыргызская Республика сможет привлекать внешние займы на более выгодных условиях, направляя сэкономленные средства на развитие экономики.

Решение Moody’s улучшить прогноз по рейтингу Кыргызской Республики до «позитивного» – это важный сигнал, указывающий на прогресс в экономике страны. Данный показатель отражается на всей экономике: растет доверие инвесторов, расширяются возможности для финансирования бизнес-проектов, а государство получает шансы уменьшить расходы на долги и привлечь больше инвестиций в ключевые отрасли. Все это в перспективе создаёт предпосылки для более устойчивого экономического роста и, улучшения благосостояния населения. Однако для страны важно повышение самого кредитного рейтинга – для этого Кыргызской Республике важно продолжать начатые реформы и поддерживать макроэкономическую стабильность, чтобы оправдать позитивные ожидания международных экспертов.

Прочитано 26 раз
Оцените материал
(0 голосов)
Успешная реформа сферы оборота пластиковых изделий в Кыргызской Республике

Успешная реформа сферы оборота пластиковых изделий в Кыргызской Республике

Принятие изменений в Закон Кыргызской Республики «Об ограничении оборота пакетов из полимерной пленки и пластиковых изделий» (далее – Закон) стало результатом более чем годичной совместной работы правительства, бизнеса и экспертного сообщества. Инициированный Международным деловым советом вопрос был рассмотрен на заседании Инвестиционного совета при Кабинете Министров Кыргызской Республики 19 декабря 2023 года. На основе многочисленных консультаций и анализа международного опыта были выработаны сбалансированные поправки, обеспечивающие соблюдение экологических стандартов при минимизации издержек для бизнеса.

Данный результат подчеркивает, как последовательный государственно-частный диалог может не только устранить регуляторные барьеры, но и создать импульс для развития целой отрасли — в частности, индустрии переработки. На примере изменений в Закон, видно, как грамотно выстроенный процесс консультаций и анализа может привести к сбалансированной экологической и экономической политике. Данный опыт также демонстрирует соответствие приоритетам устойчивого развития, заложенным в национальные стратегические документы и в рамках глобальной повестки ООН по Целям устойчивого развития (ЦУР), особенно ЦУР 9 (Инфраструктура, индустриализация и инновации) и ЦУР 12 (Рациональное потребление и производство).

 

Общая информация

 

Первоначальная редакция Закона предусматривала широкие ограничения на использование пластиковой упаковки, включая ПЭТ-бутылки, контейнеры, кофейные капсулы и другие изделия. Такие меры были мотивированы задачами экологической безопасности, направленными на сокращение вредного воздействия полимерных материалов на здоровье и окружающую среду на территории Кыргызской Республики, но в реальности создавали значительные риски для бизнеса, особенно в пищевой промышленности и розничной торговле.

Международный деловой совет получил многочисленные обращения от производителей, импортеров и переработчиков, озабоченных неопределенностью и потенциальным ростом себестоимости продукции.

Ранее действовавшие положения закона вызывали обеспокоенность у бизнеса: отсутствие ясности в формулировках, широкий перечень подлежащих запрету изделий и размытые критерии перерабатываемости создавали правовую неопределенность. Особенно сильно это касалось предприятий пищевой промышленности, использующих пластиковую тару для фасовки и логистики.

На фоне усиливающегося международного давления по вопросам экологии и перехода к циркулярной экономике, Кыргызская Республика оказалась перед вызовом: обеспечить выполнение экологических обязательств, не допуская при этом чрезмерной нагрузки на производственный сектор и потребителей. Необходим был тонкий баланс между защитой окружающей среды и поддержкой реального сектора экономики.

 

Роль государственно-частного диалога

 

На заседании Инвестиционного совета 19 декабря 2023 года проект поправок к Закону был представлен Международным деловым советом и Министерством природных ресурсов, экологии и технического надзора. Совместно с Секретариатом Инвестиционного совета, Международным деловым советом и депутатским корпусом был проведен всесторонний анализ и инициированы консультации с представителями бизнеса. Этот процесс стал примером действенного механизма государственно-частного диалога (ГЧД), в рамках которого удалось достичь баланса между экологической политикой и интересами частного сектора.

Институционально данный кейс демонстрирует зрелость механизма Инвестиционного совета: инициатива, поступившая от бизнес-ассоциации (МДС), была рассмотрена на высоком уровне, получила отклик у профильных органов власти и переросла в платформу для обсуждения и корректировки регуляторной политики. Секретариат Инвестиционного совета сыграл координирующую и фасилитирующую роль, обеспечив учет интересов всех сторон — от переработчиков и ритейла до экологических экспертов и законодателей.

 

Международная практика и соответствие ЕАЭС

 

Гармонизация национального законодательства с техническими регламентами Евразийского экономического союза (ЕАЭС) стала ключевым фактором реформы. В международной практике эффективными признаются подходы, при которых запрещаются только те виды пластика, которые не подлежат вторичной переработке. Такой подход уже реализуется в странах ЕС, где приоритетом становится создание циркулярной экономики.

Кыргызская Республика, следуя этим примерам, исключила из перечня запрещенных ПЭТ-бутылки и упаковку для еды, которые активно собираются и перерабатываются в стране.
Сравнительный анализ практик ЕС, Великобритании, Южной Кореи и Канады показывает, что большинство развитых стран постепенно уходят от полного запрета пластика в пользу так называемого «подхода цикличности»: разрешения на использование при условии эффективной переработки и повторного применения. Такой подход позволяет не разрушать производственные цепочки, а трансформировать их в сторону экологизации.

Для Кыргызской Республики важно было также устранить коллизию с Техническими регламентами ЕАЭС, где не предусматривалось полного запрета на ПЭТ-упаковку. Принятые поправки устранили эту правовую нестыковку, тем самым снизив риски для трансграничной торговли и поставок.

 

Практические эффекты для бизнеса

 

Принятые изменения обеспечили:

  • Ясность и предсказуемость: Закон теперь прямо определяет, какие изделия запрещены, а какие разрешены. Устранён правовой пробел, из-за которого ранее под запрет могли попасть ПЭТ-бутылки, контейнеры для пищевой продукции и упаковка, применяемая в розничной торговле и HoReCa.
  • Снижение издержек: ранее бизнес должен был переходить на дорогостоящие альтернативы — например, бумажные пакеты, которые стоят в 8–10 раз дороже полиэтиленовых. Благодаря принятым изменениям предприниматели могут избежать резкого увеличения себестоимости и, как следствие, роста цен для потребителя.
  • Поддержка пищевой и перерабатывающей отрасли: новая редакция закона предотвращает перебои с упаковкой в пищевой промышленности и стимулирует развитие перерабатывающей индустрии. В стране действует не менее 30 компаний, перерабатывающих ПЭТ и другие пластики во вторичное сырьё — теперь они получают стабильный поток сырья и рыночную легитимность.
  • Соответствие нормам ЕАЭС: закон устраняет противоречие с техрегламентами ЕАЭС, что снижает риск отказов на таможне и упрощает экспорт/импорт товаров.

Выводы и дальнейшие шаги

 

Опыт работы над поправками к Закону КР «Об ограничении оборота пакетов из полимерной пленки и пластиковых изделий» демонстрирует эффективность института Инвестиционного совета как площадки для диалога и выработки сбалансированных решений. В результате государство получило экологически ориентированное регулирование, а бизнес — прогнозируемую среду и снижение административной и финансовой нагрузки. Следующим этапом станет развитие инфраструктуры переработки, а также реализация образовательных и стимулирующих мер для производителей и потребителей упаковки.

Рекомендуется дальнейшее развитие институциональной платформы Инвестиционного совета как инструмента оценки последствий нормативных правовых актов (регуляторного воздействия). Аналогичные механизмы (Анализа регуляторного воздействия, АРВ) успешно применяются в странах ОЭСР и ЦА. Также целесообразно внедрение системы мониторинга внедрения изменений и оценки их эффекта через показатели: рост доли перерабатываемой упаковки, снижение издержек, объем инвестиций в переработку.

В будущем подобные подходы могут быть применены к другим сферам — например, регулированию упаковки в фармацевтике, электронике, а также вопросам обращения с отходами. Тем самым удастся построить поэтапную, системную политику, основанную на данных и партнёрстве.

Прочитано 16 раз
Оцените материал
(0 голосов)
Региональный инвестиционный совет в Баткенской области возобновляет свою работу

Региональный инвестиционный совет в Баткенской области возобновляет свою работу

Баткен, 10 июля 2025 года. В Баткенской области состоялась ознакомительная встреча в рамках запуска Регионального инвестиционного совета (РИС). Руководитель Секретариата Инвестиционного совета Улук Кыдырбаев представил команду РИС Баткенской области первому заместителю полномочного представителя Президента КР в Баткенской области Бактыбеку Токсонбаеву. Руководителем Секретариата Баткенского РИС является Айылчы Кудайбергенов.

Следует отметить, что ранее в Баткенской области уже действовал Совет по развитию бизнеса и инвестиций. Однако с созданием Секретариата, Совет начал функционировать в новом формате и под новым названием — Региональный инвестиционный совет, сохраняя преемственность векторов и приоритетов, но переходя на более системную основу деятельности в рамках единой сети РИС.

Участники подчеркнули важность возобновления полноценного пограничного сообщения. После почти четырехлетнего перерыва граница между Кыргызстаном и Таджикистаном была вновь открыта 13 марта 2025 года. В Баткенской области торжественно возобновлена работа пунктов пропуска «Кайрагач» и «Кызыл-Бель» при участии глав двух государств в онлайн-формате. Решение вопроса делимитации границы и открытие КПП уже привели к активизации двусторонней торговли, что открывает новые возможности для выхода баткенских товаров на таджикские рынки.

Баткенская область обладает особым экономическим статусом как стратегический приграничный регион. В области введены льготные режимы – налоговые, инвестиционные, упрощенные госуслуги для населения. Для десятков приграничных сел действуют налоговые послабления: сниженный подоходный налог, освобождение от налога на прибыль и продаж, льготы по земельному налогу и имуществу. Кроме того, государство оказывает прямую поддержку Баткену – ежегодно выделяя средства из бюджета, расширен перечень сел с особым статусом (с 62 до 92) с предоставлением жителям доплат и льгот. Все это повышает привлекательность области для жизни и инвестиций.

Отдельное внимание уделено туристическому потенциалу Баткенской области. Регион обладает уникальными природными и культурными достопримечательностями – пещера Кан-и-Гут, вершина Пирамидальная, знаменитый цветок Айгуль – которые привлекают туристов со всего мира. Развитие инфраструктуры экотуризма, активного отдыха и продвижение местных культурных традиций (например, ковроделие) способны значительно увеличить турпоток и создать новые экономические возможности. Повышение туристической привлекательности, в свою очередь, будет способствовать притоку инвестиций в регион.

В условиях улучшения кыргызско-таджикских отношений возобновляется экономическое сотрудничество. Объем торговли между Кыргызстаном и Таджикистаном демонстрирует положительную динамику. Такой рост стал возможен благодаря достигнутым договоренностям по границе и активизации политического диалога. Перед бизнесом Баткена открываются перспективы выхода на соседние рынки, поиска партнеров и сбыта продукции в Таджикистане.

Первый заместитель полпреда Бактыбек Токсонбаев отметил, что для Баткена сейчас критически важно изменить сложившийся образ региона на позитивный. Благодаря принятым мерам ситуация в области стабильна и безопасна, что необходимо донести до широкой аудитории. Руководство области нацелено показать Баткен как динамично развивающийся и открытый для бизнеса регион, привлекающий туристов и инвесторов.

В рамках визита представители Секретариата Инвестсовета также провели встречи с бизнес-сообществом Баткенской области – в частности, с членами бизнес-ассоциации ЖИА и отдельными предпринимателями. Такой прямой диалог позволил обсуждать насущные проблемы бизнеса и собрать предложения по улучшению условий для инвестиций на местах.

Запуск РИС в Баткенской области стал частью общереспубликанской работы по укреплению государственно-частного диалога в регионах и осуществляется в рамках реализации трехстороннего соглашения о сотрудничестве, заключенного между Секретариатом Инвестиционного совета при Кабмине КР, ПРООН в Кыргызской Республике и Центром ГЧП при НАИ КР.

Прочитано 60 раз
Оцените материал
(0 голосов)
Международный университет «Ала-Тоо» и Секретариат Инвестиционного совета при Кабмине КР подписали меморандум о сотрудничестве

Международный университет «Ала-Тоо» и Секретариат Инвестиционного совета при Кабмине КР подписали меморандум о сотрудничестве

2 июля 2025 года в Бишкеке Международный университет «Ала-Тоо» (МУА) и Секретариат Инвестиционного совета при Кабинете Министров Кыргызской Республики заключили меморандум о сотрудничестве. Документ подписали ректор МУА Назира Эсеналиева и руководитель Секретариата Инвестсовета Улук Кыдырбаев.

Цель соглашения – установить партнерские отношения и наладить взаимовыгодное сотрудничество в сфере повышения качества образования, реализации совместных образовательных программ и подготовки конкурентоспособных специалистов, востребованных на рынке труда. Таким образом, меморандум объединяет усилия вуза и государственного органа для улучшения подготовки кадров и развития образовательной среды.

Стороны планируют взаимодействовать по ряду направлений, включая обмен информацией о современных образовательных методиках и результатах исследований, совместную реализацию проектов в сфере предпринимательства, инвестиций и государственно-частного партнёрства, проведение научных и образовательных мероприятий, а также разработку предложений по совершенствованию экономической политики.

Подписание соглашения стало важным шагом в развитии сотрудничества между академическим сообществом и государственными структурами. Документ создаёт основу для объединения ресурсов и экспертизы обеих сторон в интересах развития образования и экономики на взаимовыгодной основе.

Прочитано 39 раз
Оцените материал
(0 голосов)