Аналитика

Business Ready и его значение для Кыргызской Республики
- Вторник, 28 января 2025
В условиях глобально взаимосвязанной экономики концепция Business Ready становится ключевым фактором для стран, стремящихся улучшить своё экономическое положение и достичь устойчивого развития, особенно для развивающихся экономик, таких как Кыргызская Республика. Эта концепция охватывает широкий спектр аспектов, включая создание благоприятных регуляторных рамок, развитие инфраструктуры и предоставление поддержки предпринимателям и малому бизнесу.
Программа Всемирного банка Business Ready (B-READY) представляет собой универсальный инструмент для анализа и совершенствования ключевых аспектов ведения бизнеса. Она пришла на смену проекту Doing Business, предлагая более сбалансированный и прозрачный подход к анализу делового климата. Если в рамках проекта Doing Business основное внимание уделялось оценке бизнес-среды для малых и средних предприятий, то предметом проекта B-READY является развитие частного сектора в целом. Для сбора данных в проекте B-READY используется 21 вопросник (в проекте Doing Business использовалось 11 вопросников). B-READY оценивает такие параметры, как регуляторная среда, доступ к ресурсам и качество государственных услуг, что позволяет странам выявлять и устранять препятствия на пути развития частного сектора.
В контексте Кыргызской Республики важно понимать, что Business Ready – это не просто инструмент для оценки текущего состояния экономики. Это механизм, способствующий созданию среды, благоприятной для инноваций, инвестиций и создания рабочих мест. Решение таких проблем, как бюрократическая неэффективность и доступ к финансированию, может помочь стране укрепить свои позиции в международной торговле и привлечь больше инвестиций.
Обзор концепции Business Ready и её влияние на экономическое развитие в Кыргызской Республике
Понимание концепции Business Ready крайне важно для содействия экономическому росту в Кыргызской Республике, поскольку она отражает готовность местных предприятий к работе как на внутреннем, так и на международном рынках.
Согласно предварительным выводам B-Ready2024, экономикам не обязательно быть богатым, чтобы создать хорошую деловую среду. Тут ярким примером служит Кыргызская Республика в разделе «Операционная эффективность» показав значение 74,71 из 100, а Руанда 81,31 и Грузия 84,75. Операционная эффективность отражает простоту соблюдения нормативно-правовых требований и эффективность пользования государственными услугами, имеющими непосредственное отношение к компаниям.
Значения по разделам для Кыргызской Республики:
(Перевод названий разделов: Создание предприятий, Расположение бизнеса, Коммунальные услуги, Трудовые ресурсы, Финансовые услуги, Международная торговля, Налогообложение, Разрешение споров, Рыночная конкуренция, Несостоятельность бизнеса)
Согласно отчету Business Ready 2024 года, Кыргызская Республика демонстрирует высокие результаты в ряде ключевых областей, включая коммунальные услуги, финансовые сервисы и бизнес-локацию. В частности, в сфере коммунальных услуг отмечается высокая эффективность подключения к электричеству, водоснабжению и интернету, а также качественный контроль над предоставлением данных услуг. Финансовые сервисы характеризуются хорошо отлаженными механизмами защиты прав потребителей, прозрачностью в области электронных платежей и эффективным управлением рисками в банковском секторе. В области расположения бизнеса страна демонстрирует высокий уровень прозрачности в регулировании использования земли, зонирования и регистрации объектов недвижимости. Процедуры регистрации бизнеса для отечественных компаний упрощены, а требования к лицензированию и отчетности четко определены.
Однако, несмотря на эти достижения, в ряде ключевых аспектов остаются области для улучшений. В сфере налогообложения отсутствуют эффективные механизмы для пересмотра налоговых споров, а процедуры разрешения конфликтов остаются сложными. В части несостоятельности бизнеса отсутствует система электронного управления делами в процессе ликвидации и реорганизации компаний. В области рыночной конкуренции отмечаются значительные ограничения для иностранных компаний, желающих участвовать в государственных закупках. Проблемы с цифровизацией включают недостаточное внедрение цифровых платформ в налоговом администрировании, регистрации бизнеса и предоставлении земельных документов. В сфере трудового законодательства наблюдается недостаточная защита прав работников, минимальное использование данных по гендерному и возрастному признаку. Экологические стандарты также требуют улучшений: отсутствуют требования по энергоэффективности и устойчивости в строительной отрасли.
Анализ возможностей улучшения показателей Кыргызской Республики
Для улучшения этих показателей рекомендуется внедрить цифровые платформы для подачи налоговых деклараций и разрешения споров, что повысит прозрачность налоговых процедур, особенно для иностранных инвесторов. В области бизнес-несостоятельности следует создать электронные системы управления делами, которые ускорят процедуры ликвидации и реорганизации компаний. Для усиления рыночной конкуренции необходимо пересмотреть ограничения на участие иностранных компаний в государственных тендерах и создать равные условия для всех участников рынка. Важным шагом станет развитие цифровых государственных услуг через создание единой платформы для регистрации бизнеса и подачи отчетности, а также цифровизацию сервисов регистрации земли и объектов недвижимости.
В сфере трудового законодательства важно усилить контроль за соблюдением минимальных социальных стандартов для работников, внедрить обязательное страхование по безработице и расширить меры социальной поддержки для малообеспеченных слоев населения. В части экологических стандартов следует ввести обязательные требования по энергоэффективности для новых строительных проектов и разработать стимулы для внедрения экологически чистых технологий в строительной и коммунальной сферах. Наконец, для поддержки малого и среднего бизнеса целесообразно запустить программы финансирования и упрощенные процедуры регистрации новых предприятий.
Таким образом, реализация этих мер позволит значительно улучшить инвестиционный климат и повысить конкурентоспособность экономики Кыргызской Республики.
Влияние показателей Business Ready на инвестиционную привлекательность страны
Высокие показатели в рейтинге B-READY имеют прямое влияние на инвестиционную привлекательность страны. В странах с благоприятным деловым климатом наблюдается более высокий уровень прямых иностранных инвестиций (ПИИ), что способствует устойчивому экономическому росту.
После проведения реформ, направленных на улучшение условий ведения бизнеса, включая снижение налоговой нагрузки и ускорение процедур регистрации, Грузия вошла в топ-10 рейтинга Doing Business, что привело к росту ПИИ и ускорению экономического роста. В 2020 году Грузия, заняла седьмое место в глобальном рейтинге исследования Doing Business, имела наивысший рейтинг среди стран региона Европы и Центральной Азии.
А Эстония благодаря внедрению электронного правительства и прозрачности регуляторных процедур, привлекла значительные инвестиции в IT-сектор, что способствовало цифровизации экономики. Занимая высокое 18-е место в рейтинге Ease of Doing Business, Эстония выделяется на фоне других стран Европы и остального мира. Этот рейтинг, оценивающий лёгкость ведения бизнеса на основе критериев, таких как процедуры регистрации предприятий, налогообложение, торговля через границу, защита прав инвесторов и доступ к финансовым ресурсам, подчеркивает эффективность экономической системы этой европейской страны.
Для Кыргызской Республики улучшение позиций в рейтинге B-READY может способствовать привлечению крупных международных инвесторов и развитию ключевых секторов экономики, таких как энергетика, сельское хозяйство и туризм.
Заключение
Программа Business Ready играет важную роль в формировании благоприятной деловой среды и экономического роста. Для Кыргызской Республики активное использование данных и рекомендаций B-READY может стать ключевым шагом на пути к привлечению инвестиций, поддержке малого бизнеса и созданию устойчивой экономики.
B-READY выступает за внедрение четких правил и последовательного соблюдения регуляторных норм, что способствует честной конкуренции и укрепляет доверие со стороны инвесторов. Для Кыргызской Республики, стремящегося позиционировать себя как привлекательное направление для международных инвестиций, наличие надежной нормативной базы является важным аспектом.
Ключевыми шагами для улучшения позиций Кыргызской Республики в рейтинге B-READY являются реформы в области налогообложения, подключение к инфраструктуре, обеспечение доступа к финансированию и усиление антикоррупционных мер. Эти изменения не только улучшат позиции страны в международных рейтингах, но и окажут положительное влияние на общий уровень жизни населения.
Полный отчет B-READY: https://www.worldbank.org/en/businessready

АНАЛИТИЧЕСКИЙ БРИФ: Роль бизнеса в борьбе с климатическими изменениями в Кыргызской Республике
- Вторник, 19 ноября 2024
Роль бизнеса в борьбе с климатическими изменениями в Кыргызской Республике
Изменения климата представляют серьёзную угрозу для устойчивого развития в Кыргызской Республике, где значительная часть экономики зависит от природных ресурсов и уязвимых к изменениям погодных условий секторов. Повышение температуры, изменения в распределении осадков, а также учащение экстремальных погодных явлений оказывают негативное воздействие на сельское хозяйство, энергетику и водные ресурсы, что, в свою очередь, создает новые вызовы для частного сектора. Бизнес становится ключевым игроком в смягчении последствий и адаптации к новым климатическим условиям.
- Влияние климатических изменений на экономику и бизнес
Кыргызская Республика уже сталкивается с последствиями изменений климата, что отражается в следующем:
- Сельское хозяйство, сталкивается с непредсказуемыми урожаями и увеличением частоты засух, наводнений и градобоев. Климатические изменения угрожают продовольственной безопасности и повышают риск убытков для агробизнеса, создавая нестабильные условия для инвестиционной деятельности.
- Водные ресурсы, жизненно важные для экономики страны, особенно для ирригации и гидроэнергетики, страдают от сокращения объёмов ледников, которые являются основным источником пресной воды. Это повышает риски для бизнеса в энергетическом и аграрном секторах.
- Логистика и инфраструктура также подвержены воздействию экстремальных погодных явлений. Размытые дороги и разрушенная инфраструктура приводят к задержкам в поставках и дополнительным расходам для компаний.
Таким образом, бизнес в Кыргызстане вынужден учитывать климатические риски в своей операционной деятельности и инвестиционных решениях.
- Адаптационные меры и стратегии бизнеса
Для частного сектора в Кыргызстане изменения климата представляют не только риски, но и возможности для роста через внедрение инноваций и устойчивых практик. Основные направления включают:
- Инвестиции в устойчивое сельское хозяйство: Крупные компании и фермерские хозяйства внедряют технологии консервационного земледелия, такие как минимальная обработка почвы и использование органических удобрений. Эти меры направлены на повышение устойчивости сельского хозяйства к экстремальным погодным условиям.
- Цифровизация и технологические инновации: Использование цифровых решений, таких как системы точного земледелия и мониторинг почвы, позволяет фермерам и агробизнесу оптимизировать использование ресурсов, минимизировать потери и снижать углеродный след.
- Развитие зелёного финансирования: Банковский сектор в Кыргызской Республике начинает предлагать специализированные кредитные продукты для поддержки "зеленых" проектов, таких как внедрение солнечных панелей, энергоэффективных технологий и переработка отходов.
- Регулирование и участие бизнеса в национальных и международных инициативах
Государственная политика и международные обязательства Кыргызстана по климатическим изменениям также влияют на деятельность бизнеса. Среди ключевых факторов:
- Национальные планы адаптации и смягчения последствий изменений климата: Включение частного сектора в разработку и реализацию Национального плана действий по адаптации к климатическим изменениям способствует формированию устойчивой бизнес-среды. Внедрение политики "зеленого" экономического роста открывает возможности для новых инвестиций и инновационных решений.
- Международные обязательства и партнерства: Кыргызстан, являясь стороной Парижского соглашения и участником Зеленого климатического фонда (GCF), получает доступ к финансовым ресурсам для реализации климатических проектов, направленных на снижение выбросов и адаптацию.
- Регулирование и стимулирование: Введение налоговых льгот и субсидий для компаний, инвестирующих в возобновляемые источники энергии и энергоэффективные технологии, может стимулировать приток инвестиций и ускорить адаптацию бизнеса к климатическим изменениям.
- Основные вызовы и барьеры для бизнеса
Несмотря на растущее осознание важности климатической устойчивости, частный сектор в Кыргызстане сталкивается с рядом препятствий:
- Недостаток знаний и компетенций: Многим предприятиям, особенно малому и среднему бизнесу (МСБ), не хватает информации о доступных технологиях и стратегиях адаптации к изменениям климата.
- Ограниченный доступ к финансированию: Малый бизнес часто не имеет возможности привлекать финансирование для внедрения инновационных решений из-за высокого уровня процентных ставок и отсутствия долгосрочных кредитных продуктов.
- Слабая регуляторная база: Нехватка законодательных инициатив, поддерживающих переход к низкоуглеродной экономике, замедляет внедрение "зеленых" технологий и развитие устойчивых бизнес-моделей.
Рекомендации
Для эффективного участия бизнеса в борьбе с изменениями климата необходимы комплексные меры, включающие:
- Повышение уровня осведомленности и обучения: Организация образовательных программ и тренингов для компаний по вопросам климатических рисков и адаптационных стратегий.
- Создание благоприятных условий для инвестиций: Введение стимулов, таких как налоговые льготы и субсидии, для компаний, внедряющих "зеленые" технологии и решения.
- Усиление сотрудничества между государством, бизнесом и международными организациями: Разработка совместных проектов и программ, направленных на снижение климатических рисков и развитие устойчивой экономики.
Таким образом, бизнес в Кыргызской Республике может стать важным двигателем климатической устойчивости, стимулируя переход к низкоуглеродной экономике и способствуя достижению целей устойчивого развития в условиях глобальных климатических вызовов.

АНАЛИТИЧЕСКИЙ БРИФ ПО ТЕКУЩЕЙ СИТУАЦИИ В ОБЛАСТИ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ
- Понедельник, 04 ноября 2024
Уважаемые члены Инвестиционного Совета и бизнес-ассоциации,
Мы подготовили аналитический бриф по текущей ситуации в области подготовки кадров и адаптации системы образования к требованиям рынка труда. В этом брифе рассмотрены ключевые аспекты взаимодействия между образовательными учреждениями и рынком труда, а также инициативы, которые направлены на повышение качества человеческого капитала и конкурентоспособности нашей экономики.
АНАЛИТИЧЕСКИЙ БРИФ ПО ТЕКУЩЕЙ СИТУАЦИИ В ОБЛАСТИ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ
Анализ текущей ситуации
Современные тенденции на рынке труда характеризуются стремительным развитием технологий и глубокими изменениями профессионально-квалификационного состава населения. По данным отчета Всемирного экономического форума о будущих работах, необходимо учитывать быстро меняющийся рынок труда, обусловленный внедрением новых технологий, таких как автоматизация и цифровизация. Эти технологии трансформируют требования к навыкам и квалификациям работников, приводя к появлению новых профессий и сокращению потребности в традиционных. В свете этих перемен особую важность приобретает развитие национальной системы квалификаций, направленной на повышение уровня профессиональных навыков и компетенций, что обеспечивает основу для конкурентоспособности на глобальном уровне.
Согласно Национальной стратегии развития Кыргызской Республики на 2018-2040 годы, одной из приоритетных задач является создание условий для всестороннего развития человеческого потенциала. В этом направлении государство предпринимает меры по совершенствованию образовательных программ, внедрению дуального образования, развитию учебно-производственных центров, а также стимулированию частных инвестиций в систему образования. Эти меры направлены на повышение качества образования и обеспечение его соответствия современным требованиям рынка труда. В связи с этим на государственном уровне предпринимаются меры по реформированию системы образования, созданию новых профессиональных стандартов и совершенствованию механизмов подготовки кадров.
Национальная система квалификаций
Для повышения качества подготовки специалистов постановлением Кабинета Министров КР от 15 июля 2021 года была одобрена методология разработки профессиональных стандартов и отраслевых рамок квалификаций. На сегодняшний день в Реестр профессиональных стандартов включены 67 профессиональных стандартов в различных отраслях, включая здравоохранение (например, медицинские сестры и фельдшеры), сельское хозяйство (например, агрономы и животноводы), информационные технологии (например, специалисты по кибербезопасности и разработчики программного обеспечения) и строительство (например, инженеры-строители и проектировщики). Кроме того, создан Национальный квалификационный совет, целью которого является координация деятельности государственных органов, работодателей и образовательных учреждений по развитию национальной системы квалификаций.
Национальный квалификационный совет и его роль
Национальный квалификационный совет (далее - Совет) является консультативно-совещательным органом, созданным для координации деятельности государственных органов, работодателей, образовательных учреждений и неправительственных организаций в области планирования, внедрения и мониторинга развития национальной системы квалификаций. В состав Совета входят представители различных министерств, бизнес-ассоциаций и отраслевых объединений, что позволяет эффективно учитывать интересы всех участников рынка труда.
Состав Национального квалификационного совета:
- Заместитель Председателя Кабинета Министров Кыргызской Республики по социальному блоку, председатель Совета;
- Заместитель министра труда, социального обеспечения и миграции Кыргызской Республики, заместитель председателя Совета;
- Заместители министров образования и науки, финансов, экономики и коммерции, сельского хозяйства, транспорта и коммуникаций, здравоохранения, энергетики, природных ресурсов, экологии и технического надзора, цифрового развития Кыргызской Республики;
- Старший вице-президент Торгово-промышленной палаты Кыргызской Республики;
- Президенты и председатели различных отраслевых ассоциаций, включая "Ассоциация-Федерация органического движения Био-KG", Ассоциация горнопромышленников и геологов, Союз строителей, Ассоциация операторов связи;
- Представитель Федерации профсоюзов Кыргызстана;
- Директора ассоциаций предприятий легкой промышленности, общественного питания, ведущих рестораторов и отельеров, разработчиков программного обеспечения и услуг;
- Руководитель Секретариата Национального альянса бизнес-ассоциаций;
- Руководитель Ресурсного центра ООО "Киргизский кнауф маркетинг";
- Начальник учебного центра ОАО "Северэлектро".
Совет выполняет следующие функции:
- Координирующая функция - обеспечение взаимодействия между всеми заинтересованными сторонами (государственные органы, представители рынка труда, провайдеры образовательных услуг, международные организации и др.) для комплексного развития элементов национальной системы квалификаций, обеспечения согласованности и прозрачности процедур, их сопоставимости с международными методиками и признания квалификаций на региональном и транснациональном уровнях. Например, успешно реализован проект по созданию отраслевой рамки квалификаций в строительной отрасли, что позволило улучшить качество подготовки кадров и признание квалификаций на международном уровне.
- Методическая функция - разработка элементов национальной системы квалификаций (отраслевых/секторальных рамок, профессиональных стандартов, оценочных средств и др.) для сопоставимости результатов. Одним из успешных примеров является разработка профессиональных стандартов в сфере информационных технологий, что позволило создать четкие критерии для подготовки специалистов и улучшить качество их обучения.
- Обучающая функция - координация обучения субъектов, вовлеченных в разработку и применение элементов национальной системы квалификаций. Например, были организованы обучающие семинары для представителей образовательных учреждений, направленные на внедрение дуального образования и повышение квалификации преподавателей.
- Информационная функция - организация распространения информации для населения, обеспечение доступа к методологическим и нормативным документам по развитию национальной системы квалификаций. Совет также запустил информационную кампанию для повышения осведомленности работодателей о возможности участия в формировании образовательных стандартов, что значительно повысило уровень вовлеченности частного сектора.
Обращение бизнеса к Совету
Бизнес-сообщество имеет возможность активно участвовать в работе Национального квалификационного совета. Работодатели могут вносить свои предложения по вопросам подготовки кадров и развитию профессиональных стандартов. Это особенно важно для того, чтобы система образования и подготовки кадров была максимально адаптирована к реальным требованиям рынка труда. В случае, если у вас есть идеи и инициативы по данной теме, вы можете обратиться в Управление по подготовке решений по труду Министерства труда, социального обеспечения и миграции КР.
Ваши инициативы и предложения помогут сделать этот механизм ещё более действенным и адаптированным к реалиям экономики.
Основные вызовы и пути решения
Основным вызовом остается необходимость улучшения взаимодействия между образовательными учреждениями и рынком труда. По данным исследования Всемирного банка, более 50% выпускников в Кыргызстане сталкиваются с трудностями при трудоустройстве из-за несоответствия полученных знаний требованиям работодателей. Это подчеркивает необходимость тесного взаимодействия между учебными заведениями и бизнесом для создания программ, которые соответствуют современным требованиям рынка труда. Существующие образовательные программы должны стать более гибкими, чтобы учитывать потребности постоянно меняющегося рынка и обеспечивать выпускников актуальными знаниями и навыками. Важно усилить участие частного сектора в разработке учебных программ и в процессе подготовки кадров, чтобы обеспечить высокую степень адаптации образовательного процесса к реальным требованиям профессиональной среды.
Также требуется дальнейшая работа над развитием системы обучения в течение всей жизни, что станет важным фактором для поддержки профессиональной мобильности и адаптации к изменениям. В этом направлении уже предпринимаются конкретные шаги, такие как создание образовательных центров для взрослых, разработка курсов повышения квалификации, внедрение дистанционного обучения и расширение программ переподготовки для различных профессиональных групп. Одним из действенных инструментов здесь выступает признание неформального и спонтанного обучения, что уже внедряется в рамках Национальной стратегии.
Рекомендации и перспективы
Для улучшения ситуации предлагается:
- Усиление связи между образованием и бизнесом. Частные компании должны активно участвовать в формировании образовательных программ и стажировок для студентов.
- Развитие непрерывного обучения. Образовательные учреждения должны создавать условия для повышения квалификации работников в течение всей их профессиональной жизни.
- Инвестиции в образовательную инфраструктуру. Требуется улучшение материально-технической базы учебных заведений и внедрение современных технологий в образовательный процесс.
- Разработка новых профессиональных стандартов. На основе потребностей экономики необходимо создавать и пересматривать профессиональные стандарты, чтобы они соответствовали текущим и будущим требованиям рынка труда.
- Формирование профессиональных сообществ и платформ для обмена опытом. Создание отраслевых ассоциаций и сообществ может стать важным шагом для обеспечения обмена знаниями и лучшими практиками.
Заключение
Кабинет Министров Кыргызской Республики создал рабочий механизм, который позволяет работодателям активно формировать запрос на подготовку кадров. Работодатели могут использовать этот механизм для внесения предложений по улучшению образовательных программ, формирования профессиональных стандартов и участия в работе Национального квалификационного совета. Например, компании могут подавать заявки на создание специализированных курсов для подготовки специалистов в определенной отрасли или на проведение стажировок для студентов, что уже успешно применялось в сфере информационных технологий и строительства.
Национальный квалификационный совет и другие институты, описанные выше, обеспечивают платформу для взаимодействия между государственными органами, бизнесом и образовательными учреждениями, что делает систему подготовки кадров более эффективной и соответствующей требованиям современного рынка труда.

В Жогорку Кенеш внесен проект нового Земельного кодекса
- Среда, 29 мая 2024
Кабинет Министров Кыргызской Республики одобрил и внес на рассмотрение Жогорку Кенеша проект закона «О введении в действие Земельного кодекса Кыргызской Республики и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Кыргызской Республики» и проект Земельного кодекса Кыргызской Республики в новой редакции.
Основной целью реформ в сфере использования земельных ресурсов является стимулирование их эксплуатации наиболее эффективным и рациональным способом. Государство обязано разработать механизмы для консолидации фрагментированной структуры собственников земли и максимизации добавленной стоимости. Для этого будут реализованы государственные программы в сельском хозяйстве, применены фискальные и тарифные меры, что позволит переломить тенденцию к деградации земель.
В рамках обновления Земельного кодекса Кыргызской Республики пересмотрены и/или внесены нормы, содействующие либерализации рынка земель и рациональному использованию земель сельскохозяйственного назначения, в том числе предоставление, изъятие, отчуждение, залог, оценка.
Ожидается, что принятие Земельного кодекса Кыргызской Республики в новой редакции будет способствовать устойчивому управлению земельными ресурсами, улучшению экологических показателей и укреплению экономического потенциала страны. Внедрение новых технологий и поддержка инноваций в сфере землепользования будут способствовать рациональному использованию земельных ресурсов и обеспечению стабильного развития для всех секторов экономики.
Мы приглашаем всех заинтересованных лиц ознакомиться с проектом нового Земельного кодекса, сопутствующими документами и оставить свои комментарии и предложения по следующей ссылке:
Ссылка на проект нового Земельного кодекса
Ссылка на все сопутствующие документы
Если у вас есть комментарии, предложения касательно нового Земельного кодекса Кыргызской Республики, просим оставить их в специальной форме по данной ссылке