Аналитика

Эксперт Азамат Акенеев о том, что убивает инвестиционный климат в Кыргызстане
- Вторник, 22 января 2019
В интервью Kaktus.media эксперт Совета по развитию бизнеса Азамат Акенеев поделился своим мнением о проблемах привлечения инвестиций, почему идет отток капитала из Кыргызстана, о потенциале горнорудного сектора и почему трудовая миграция несет очень много социальных рисков.
Привлечение инвестиций
- С чем связано ухудшение ситуации по привлечению инвестиций в последнее время?
- Если мы посмотрим на цифры, то на самом деле увидим, что, начиная с 2015 года, в Кыргызстане идет устойчивое падение прямых иностранных инвестиций примерно на 30% в год. К сожалению, эта тенденция продолжилась и в 2018 году.
По частным инвестициям за счет отечественных компаний и резидентов картина более оптимистичная, здесь хоть и небольшой, но все же рост. За счет этого удается избежать падения экономики. Но все же ситуация достаточно тревожная.
Ведь прямые иностранные инвестиции это не только дополнительные ресурсы для развития страны, создающие рабочие места и обеспечивающие пополнение бюджета, но также передача новых технологий, инновационных методов управления, они позволяют выйти на новые рынки. Поэтому то, что идет сокращение прямых иностранных инвестиций, которое, можно сказать, приобрело тенденцию, является достаточно тревожным сигналом.
С чем это может быть связано, однозначного ответа дать нельзя. Важную роль играют международные факторы. В целом, если посмотреть на международные тренды, прямые иностранные инвестиции в мире сокращаются, в том числе и в регионе СНГ. Конкуренция за инвестиции в мире усиливается. Изменение монетарной политики в США приводит к удорожанию финансовых ресурсов для развивающихся рынков. Большое значение играет постепенное усиление санкций для нашего основного экономического партнера России, что не может не сказываться и на нашей экономике. Постепенно замедляются темпы экономического развития и в Китае, чьи компании всегда были достаточно активны на нашем рынке.
Но основные факторы, конечно, все же внутренние. Хотя я не могу сказать, что в последние годы в Кыргызстане значительно ухудшились условия для инвесторов, но мы можем точно сказать, что они не улучшаются.
Наша страна является высокорисковой для иностранных инвесторов, и они идут на этот риск в надежде, что ситуация будет улучшаться. В ситуации, когда они видят, что изменений нет, неизбежно со временем желающих рисковать будет становиться меньше.
Отток капитала и трудовая миграция
- Почему идет отток капитала из КР?
- Частично отток капитала связан с предыдущим вопросом. Какие-то инвесторы предпочитают выводить средства из Кыргызстана, находя более привлекательные рынки, причем не только иностранные, но и отечественные.
Одну из основных ролей, на мой взгляд, играет значительное усиление сома по отношению к валютам наших соседей: к рублю, к тенге и в последнее время и к узбекскому суму.
Наши товары и услуги становятся менее конкурентоспособными, часть предпринимателей предпочитает перенести производство за рубеж. Увеличивается импорт, сокращается экспорт, что вызывает давление на платежный баланс. Ситуация могла бы стать совсем тревожной, но нас спасает, что все больше наших соотечественников выезжает в трудовую миграцию, в результате денежные переводы в Кыргызстан стабильно растут, что позволяет не замечать пока особо увеличение оттока капитала.
Но мы должны понимать, что так не может продолжаться вечно. Мы не имеем бесконечного запаса трудовых ресурсов, рано или поздно рост поступлений переводов от мигрантов прекратится. Кроме того, трудовая миграция в среднесрочной и долгосрочной перспективе несет очень много социальных рисков.
С чем сталкиваются инвесторы
- Какие основные проблемы, с которыми сталкиваются инвесторы в КР?
- В Совете по развитию бизнеса и инвестициям мы проводим регулярные консультации с предпринимателями и бизнес-ассоциациями о состоянии бизнес-среды у нас в стране. И в последнее время большая часть жалоб связана не с законами, регулирующими предпринимательскую деятельность, а с их исполнением на практике.
Какую бы отрасль вы не взяли, на бумаге вроде все отлично, однако на практике законы не выполняются. Разрешения на строительство, согласование документов, получение лицензий - все проходит с большими задержками.
Налоговое и таможенное администрирование часто направлено на то, чтобы создать максимальные проблемы добросовестному бизнесу, вынуждая его уходить в тень. Особенно удручающая ситуация с этим в регионах, где, помимо всех этих проблем, есть вопросы с организованной преступностью и противодействием местного населения. Когда же предприниматели решают защитить свои интересы в суде, то сталкиваются с тем, что в нашей стране судебная система не является независимой и объективной. Например, практически 100% налоговых споров выше определенной суммы суды решают в пользу бюджета. Это дает краткосрочный небольшой выигрыш, но в перспективе бюджет страны теряет в десятки и сотни раз больше, потому что вести бизнес в таких условиях захотят немногие.
Все чаще в последнее время бизнес жалуется на усиливающееся давление со стороны правоохранительных органов: прокураторы, финпола, ГКНБ.
Объявленная борьба с коррупцией, которая должна была быть направлена на чиновников, обернулась на практике против бизнеса. Особенно пагубна практика с антикоррупционным счетом. Правоохранители рапортуют о миллиардных поступлениях, но не говорят, что большую часть этих денег в итоге заплатили предприниматели. Случаи, когда сотрудников коммерческих компаний арестовывают за финансовые и налоговые споры, по которым даже нет решения суда (например, когда весной 2018 года был арестован и посажен в СИЗО генеральный директор ОсОО KAZ Minerals Bozymchak Ильяс Тулекеев за налоговый спор, по-которому только шли разбирательства), и отпускают, когда компания переведет оспариваемые деньги - это натуральный шантаж.
Каждый такой случай, принося несколько миллионов сомов в бюджет, по сути, убивает наш инвестиционный климат.
Не могу назвать это иначе как диверсией против экономики страны. Если не оградить бизнес от давления силовиков, то ни о каком развитии и привлечении инвестиций не может быть и речи.
Есть проблема с недостаточной инфраструктурой в стране. В особенности речь идет о доступе к электричеству.
Мало кто в курсе, что в Кыргызстане сейчас невозможно открыть никакое крупное производство, у энергетиков элементарно нет необходимых мощностей.
Из-за этого в страну уже не смогли зайти крупные международные компании. К этому привело использование энергетического сектора политиками для решения социальных вопросов. По-прежнему есть жалобы на недостаток лабораторий, предприниматели вынуждены проводить анализы и получать необходимые сертификаты в других странах.
Проблемы можно перечислять долго. Это и высокие ставки по кредитам, и устаревшее трудовое законодательство, высокие ставки социальных отчислений и многое другое. Современная теория оценивает инвестиционный климат как комплексный процесс: сейчас компании при принятии решений о финансировании принимают во внимание даже такие факторы, как состояние экологии, наличие школ, культурного досуга.
Но все-таки напоследок особо подчеркну еще одну проблему.
Низкая квалификация нашей рабочей силы. Этот вопрос постоянно усугубляется в последнее время.
IT-компании жалуются, что не могут найти достаточного количества программистов, швейники жалуются, что не хватает швей, туристические компании - на недостаток персонала и т. д. И это в условиях массовой безработицы и трудовой миграции. Если мы не решим вопрос с качеством подготовки специалистов, с повышением трудовой культуры граждан, то все остальные меры не принесут эффекта.
О потенциале горнорудного сектора
- Джеруй в последний раз оштрафовало правительство за задержку со строительством комбината. При этом задержки чаще связаны с госорганами. Что делать госорганам, чтобы выстраивать конструктивные отношения с инвесторами?
- Насколько мне известно, проблемы с задержкой по запуску рудника связаны с изменениями в законодательстве, принятыми уже после подписания соглашения, в частности, с отменой параллельного проектирования. Но одно могу сказать точно - спор
между государством и компанией никому не выгоден и не нужен. Это одно их немногих крупных предприятий в Кыргызстане, на ситуацию с которым будут смотреть как действующий бизнес в стране, так и потенциальные инвесторы.
Правительству и инвестору необходимо придти к консенсусу и начать консультации по мирному урегулированию спора. Наличие судебных разбирательств не способствует улучшению инвестиционной привлекательности нашей страны
. На сегодняшний день накопилось очень много споров, в том числе и в международные арбитражные суды к Кыргызской Республике, что не совсем хорошо сказывается инвестиционном климате.
Запуск Джеруя будет хорошим сигналом для всех инвесторов, что в Кыргызстане можно работать и зарабатывать. На этот проект смотрят инвесторы из России и Казахстана.
Каждый такой реализованный проект улучшает наш инвестиционный климат, дает мультипликативный эффект для других секторов. Это уже не говоря о непосредственном создании рабочих мест и поступлениях в республиканский и местные бюджеты.
"Спор, который сейчас есть между государством и компанией, никому не выгоден и не нужен. Правительству и компании необходимо придти к консенсусу и начать консультации по мирному урегулированию спора. Наличие судебных разбирательств не способствует улучшению инвестиционной привлекательности нашей страны. На сегодняшний день накопилось очень много споров, в том числе и в международные арбитражные суды к Кыргызской Республике, что не совсем хорошо сказывается на инвестиционном климате", - считает Азамат Акенеев.
- Как вы оцениваете потенциал горнорудного сектора в целом?
- Мы не являемся страной с богатыми природными ресурсами, но они у нас есть. В первую очередь это золото, редкоземельные металлы, угольная промышленность, строительные материалы. В перспективе этот сектор может давать в несколько раз больше валовой продукции, чем в настоящее время. В последнее время я все чаще слышу призывы о том, что в целях сохранения экологии Кыргызстану нужно отказаться от проектов в горнодобывающей отрасли. Мое мнение по этому вопросу такое. Мы не можем себе этого позволить.
Основная наша проблема – это бедность. Если посмотреть на наши показатели, то Кыргызстан является одной из беднейших стран в мире. Сотни тысяч наших граждан вынуждены покидать страну. Распадаются семьи. Большая часть населения элементарно выживает.
Нам жизненно необходим экономический рост, но потенциальных драйверов для этого экономического роста у нас до смешного мало, даже пальцев одной руки не наберется. И один из основных - это горнодобывающая отрасль. Даже большинство развитых стран, где строжайшие экологические стандарты и богатое население, и то не могут себе позволить полностью отказаться от горнодобывающей промышленности, что говорить о нас.
Да, при горной добыче ущерб для экологии неизбежен, те, кто утверждают обратное, лукавят. Но современные технологии позволяют добывать полезные ископаемые с небольшим ущербом для окружающих экосистем, а наше природоохранное законодательство отвечает наилучшим мировым стандартам. Несколько горнорудных проектов в стране полностью отвечают международным требованиям по экологической безопасности. Государственные органы должны следить за строгим соблюдением требований, вести разъяснительные работы среди местного населения и главное обеспечивать безопасность инвесторов от незаконных действий. Защита инвесторов – это важная задача государства.
"Напоследок хочу сказать, что, несмотря на все эти проблемы, все в наших собственных руках. В стране сформировался класс предпринимателей, активных и готовых развиваться. При наличии необходимой политической воли можно в достаточно короткие сроки добиться быстрых результатов в развитии экономики и повышении доходов граждан", - заключил Азамат Акенеев.

Технические регламенты ЕАЭС. Мифы и реальность
- Среда, 25 октября 2017
С 12 августа 2017 года мы не только отметили 2-летие со дня фактического вступления в ЕАЭС. Произошло и другое событие, в Кыргызстане вступили в силу 18 технических регламентов Евразийского экономического союза. Что это означает для предпринимателей и граждан, что собой представляет технический регламент, кто и как проверяет его соблюдение, эти и многие другие вопросы вызывают закономерный интерес со стороны общества. Вокруг этого вопроса сложилось немало заблуждений. Давайте попробуем разобраться, что же на самом деле нас ожидает и к чему надо готовиться, в первую очередь отечественным предпринимателям и потребителям.
Что такое технический регламент и для чего он нужен?
Каждый день мы потребляем и пользуемся сотнями наименований различных товаров. С утра мы, умываясь, используем мыло, зубную пасту. Одеваемся. Разговариваем по телефону, смотрим телевизор. Завтракаем, обедаем, ужинаем. Дома, на работе, на отдыхе мы постоянно окружены множеством вещей. И, естественно, что все мы заинтересованы в том, чтобы эти вещи были безопасны для нашего здоровья. Чтобы еда, которую мы потребляем, была свободна от возбудителей различных заболеваний, химических веществ, не была испорчена. Чтобы одежда не вызывала раздражение и аллергию. Чтобы электрические приборы не давали чрезмерное излучение. Чтобы линолеум или мебель не выделяли вредных веществ. Чтобы здание не падали. Для обеспечения безопасности продукции и применяются технические регламенты. Технический регламент представляет собой многостраничный документ, где установлены обязательные для применения и исполнения требования к производству продукции, чтобы обеспечить безопасность конечного товара для потребителя. Чем больше потенциальных рисков несет товар для производителя, тем более подробен и строг его технический регламент. Самые строгие требования предъявляются к продуктам питания, особенно к продуктам, предназначенным для детей.
Как рядовому потребителю удостовериться произведен ли товар в соответствии с техническим регламентом?
Продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов подтверждено, маркируется знаком соответствия техническим регламентам. Как правило, знак соответствия проставляется на упаковке товара. Знаки соответствия могут быть разных видов национальными или международными. Например, вся продукция, выпускаемая в соответствии с техническими регламентами ЕАЭС, маркируется знаком обращения ЕАС.
Для отдельных видов продукции, продажа которых допускается без упаковки, информация о безопасности продукции должна быть доведена до покупателей продавцом в виде предоставления подтверждающих документов.
Большинство видов потребительских товаров, включая всю пищевую продукцию, подлежит обязательному подтверждению соответствия техническим регламентам.
В Кыргызстане много продукции реализуется на рынках, базарах, иногда просто на улице. Многие покупают ту же сельскохозяйственную продукцию прямо с поля у фермеров. Как в этом случае понять является ли продукция безопасной?
Если продукция продается без упаковки и маркировки и не имеет других подтверждающих безопасность документов, то это означает, что она не прошла процедуру проверки, и вы покупаете ее на свой страх и риск. Понятно, что очень заманчиво купить товар без посредников прямо у производителя. Многие считают, что такие продукты более свежие, экологически чистые, да и цена зачастую ниже. Но никто не сможет гарантировать, что, например, купленный вами на обочине арбуз безопасен от нитратов, что молоко, проданное из бочки, не содержит патогенных микроорганизмов, что одежда не будет вредна для здоровья и т.д.
Как происходит процесс проверки соответствия товара техническому регламенту? Куда надо обращаться отечественным производителям?
Проверкой товаров на соответствие техническим регламентам занимаются разные государственные органы, в зависимости от вида товаров. Например, для овощей и фруктов это Департамент профилактики заболеваний и государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Оценку соответствия мясомолочной продукции проводит Государственная инспекция по ветеринарной и фитосанитарной безопасности. И так далее. Но кроме государственных органов, производители могут также обращаться в частные организации, которые прошли аккредитацию. Там эта услуга будет платной. Следует отметить, что частники, которые аккредитованы для оценки технических регламентов ЕАЭС, включаются в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий ЕАЭС. Список аккредитованных органов в разных странах-участницах ЕАЭС любой желающий может посмотреть на сайте Евразийской экономической комиссии.
Оценка соответствия продукции требованиям технических регламентов проводится разными способами, в зависимости от вида товара. Чаще всего это просто регистрация декларации о соответствии, заполняемая самостоятельно производителем, который сам представляет все необходимые доказательства, что его продукция безопасна и произведена согласно техническому регламенту. По отдельным товарам вместо регистрации декларации о соответствии выдаются сертификаты соответствия. Принципиальной разницы между этими документами нет.
В отдельных случаях, когда товар нуждается в более жестком контроле безопасности: например, детское питание, детское белье, непереработанное мясо, подтверждение соответствия осуществляется в виде государственной регистрации продукции или производственных объектов. Другими словами, если такая продукция или производитель не внесены в реестр, то продавать свои товары они не имеют права.
Производитель обращается в государственный орган или частную организацию прошедшую аккредитацию с доказательствами того, что процесс производства продукции проходит согласно техническому регламенту. В обязательном порядке предоставляет данные лабораторных исследований продукции, техническую документацию и другие материалы. Если все требования соблюдены и продукция безопасна, то он получает право указывать на продукции, что она произведена в соответствии с техническим регламентом.
Как часто производителю необходимо проходить такую процедуру оценки?
Это зависит от вида товара. По многим товарам срок действия декларации о соответствии, сертификата соответствия устанавливается самостоятельно производителем. Т.е. проходить постоянно эту процедуру не надо. По отдельным видам товаров установлены сроки действия документов, подтверждающих их безопасность – не более определённого периода. Например, срок действия декларации о соответствии мясной продукции не может составлять более 3 лет. Здесь действует принцип, чем более рискованный товар для потребителя, тем чаще производителю необходимо подтверждать его безопасность.
Получается, что производитель один раз, пройдя оценку соответствия продукции, техническому регламенту потом может не беспокоиться о соблюдении контроля качества?
Здесь действует презумпция добросовестности предпринимателей. Если нет случаев выявления некачественной продукции, то у производителей не проводится каких-либо дополнительных проверок. Однако, если выявляются случаи, когда конечная продукция небезопасна, не соответствует нормам установленным в технических регламентах, то производителю будет направлено уведомление, будут проводиться инспекции, в отдельных случаях его документы о соответствии или государственная регистрация могут быть аннулированы досрочно. Периодически любая продукция на полках проходит проверки различными государственными органами, включая лабораторные исследования. Потребители могут тоже жаловаться на некачественную продукцию. Если предприниматель не следит за процессом производства, допускает нарушения процедур, то когда он попадется - лишь вопрос времени.
Почему бы просто не проверять конечную продукцию на безопасность, зачем вмешиваться в производственные процессы?
Потому что проверка всей продукции на безопасность просто физически невозможна. Ее слишком много. Даже, если бы все государственные органы с утра до вечера занимались проверкой товаров на соответствие всем нормам безопасности, то они все-равно смогли бы проверить лишь малую часть продукции. И для государства и для бизнеса это были бы непомерные издержки. Поэтому куда целесообразней и проще контролировать сам процесс производства. Если процесс отлажен и соответствует всем требованиям, то и продукция будет безопасной.
Чем технические регламенты ЕАЭС отличаются от национальных и что означает их внедрение для предпринимателей?
До вступления в ЕАЭС в Кыргызстане действовали 47 национальных технических регламентов. Но согласно нормам ЕАЭС, при вступлении в силу технического регламента ЕАЭС на какой-либо вид продукции, соответствующий национальный регламент теряет силу. Сейчас в Кыргызстане вступили в силу 34 технических регламентов ЕАЭС, которые имеют прямое действие. Из них 16 технических регламентов вступили в силу с 12 февраля 2016 года, а 18 регламентов с 12 августа 2017 года.
Каких-то принципиальных отличий между национальными техническими регламентами и регламентами ЕАЭС нет. Так, к примеру, и те и другие требуют внедрения на производстве пищевой продукции системы процедур, основанных на принципах ХАССП (в английской транскрипции НАССР – Hazard Analysis and Critical Control Points). Эта система обеспечивает контроль на всех этапах производства пищевых продуктов, любой точке процесса производства, хранения и реализации продукции, где могут возникнуть опасные ситуации. При этом особое внимание обращено на критические контрольные точки, в которых все виды рисков, связанных с употреблением пищевых продуктов, могут быть предотвращены, устранены или снижены до приемлемого уровня в результате целенаправленных мер контроля. Для внедрения системы ХАССП производители обязаны не только исследовать свой собственный продукт и методы производства, но и применять эту систему и её требования к поставщикам сырья, вспомогательным материалам, а также к системе оптовой и розничной торговли.
Если 16 технических регламентов ЕАЭС были внедрены еще в 2016 году, то почему внедрение 18 технических регламентов в августе 2017 года вызвало большие опасения у отечественного бизнеса?
Это связано с тем, что технические регламенты, вступившие в силу 12 августа 2017 года, затрагивают очень важные отрасли для Кыргызстана. Например, Технический регламент о безопасности пищевой продукции регулирует производство любых продуктов питания в Кыргызстане. Вступили в силу технические регламенты по молоку, по мясу, по безопасности продукции легкой промышленности. Т.е., практически все основные отрасли производства в КР теперь регулируются нормами предусмотренными техническими регламентами ЕАЭС.
Получается, с 12 августа 2017 года всем нашим производителям необходимо было внедрить на своих предприятиях новые технические регламенты ЕАЭС?
Не совсем так. Для продукции, которая прошла оценку соответствия по национальному законодательству, сертификаты и декларации будут действовать еще в течение двух лет, вплоть до 12 августа 2019 года. Иными словами, если предприниматель получил отечественный сертификат соответствия 11 августа, он может продавать продукцию два года. Но только на внутреннем рынке. Новые же производители будут работать по техническим регламентам ЕАЭС. Для предпринимателей, которые ранее поставляли продукцию в страны ЕАЭС, ничего не изменится. Они и до этого в обязательном порядке проходили процедуру по оценке соответствия согласно требованиям ЕАЭС.
Если предприниматель производит молочную продукцию, то какой технический регламент ему использовать, «О безопасности пищевой продукции» или «О безопасности молока и молочной продукции»?
Оба. Технические регламенты составляются таким образом, что дополняют друг друга. Там нет противоречий. Технический регламент на отдельный вид продукции, например, на молоко или на рыбу просто более детально расписывает отдельные процедуры, но он не заменяет собой более общий регламент. Необходимо изучать и соблюдать все технические регламенты, имеющие отношение к производимой вами продукции.
Если раньше национальные технические регламенты Кыргызстана не особо соблюдались предпринимателями, то где гарантия, что будут соблюдаться технические регламенты ЕАЭС?
Такой гарантии, естественно, нет. Однако работать только на внутренний рынок Кыргызстана неперспективно в виду его ограниченности. Наша же отечественная продукция, поставляемая на рынки России, Казахстана и других стран ЕАЭС будет со временем подвергаться все более и более жесткому контролю качества. Причем производитель должен подтвердить не только безопасность своей продукции, а также безопасность используемого им сырья, доказать, что его поставщики тоже соблюдают технические регламенты.
Кроме того, идет большая работа по взаимному признанию системы контроля качества между ЕАЭС и другими странами. То есть, продукция соответствующей техническим регламентам ЕАЭС будет получать доступ и на другие экспортные рынки.
И даже для тех производителей, которые не занимаются экспортом продукции, с каждым годом продавать несертифицированную продукцию будет все сложнее. Культура потребления в Кыргызстане постоянно растет. Люди уже заботятся о безопасности покупаемых ими товаров. Все больше и больше потребителей предпочитает делать покупки в магазинах, а не на рынках. Так что в перспективе внедрение технических регламентов в процесс производства будет постоянно расти. Чем раньше производители задумаются об этом – тем больше для них будет перспектив.
Сколько еще технических регламентов нужно согласовать странам ЕАЭС?
Невозможно ответить на этот вопрос, потому что необходимость в разработке и принятии таких документов появляется по мере возникновения новых отраслей промышленности или групп товаров. Одно можно точно сказать, что в ближайшие годы будут появляться и вступать в силу десятки новых технических регламентов ЕАЭС по самым разным видам продукции.
Азамат Акенеев, эксперт Секретариата Совета по развитию бизнеса и инвестициям при ПКР

Государственно-частное партнерство в Кыргызстане может не состояться
- Среда, 08 июля 2015
Не так давно в Кыргызстане вступил в силу Закон "О государственно-частном партнерстве". ГЧП для нас явление новое, но довольно распространенное во многих странах земного шара, особенно в развитых странах западного мира.
Власти нашей республики решили перенять опыт своих иностранных коллег, в котором тандем "государство-бизнес" эффективно сотрудничает и приносит реальную пользу стране. Но мы не западное государство, и уж тем более, не развитое, поэтому реализовывать сложные проекты мы еще не научились на должном уровне.
Это касается и проектов ГЧП, и в частности проекта "Безопасный город" - нашей первой ласточки, которая пока еще не совершила свой первый полет в жизни. И полетит ли она вообще?

Отчет по результатам опроса субъектов малого и среднего бизнеса по выявлению мнения о проблемах платежей в Социальный фонд Кыргызской Республики, связанных с администрированием и размером ставки платежей
- Пятница, 05 декабря 2014
Проведение настоящего исследования стало возможным благодаря поддержке американского народа, оказанной через Агентство США по международному развитию (USAID). Исследование было проведено при технической поддержке Проекта USAID РЕФОРМА, осуществляемого Deloitte Consulting LLP.