Аналитика

Государственно-частный диалог на основе бизнес-экосистем

Государственно-частный диалог на основе бизнес-экосистем

УДК 332.1

334.025

 

Койчуманов Талайбек Джумашевич, доктор экономических наук, профессор,

Секретариат Совета по развитию бизнеса и инвестициям при Правительстве Кыргызской Республики, руководитель Секретариата <Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.>

Асанов Бакытбек Даирович, Секретариат Совета по развитию бизнеса и инвестициям при Правительстве Кыргызской Республики, координатор по взаимодействию с региональными инвестсоветами, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

 

Аннотация

В данной статье авторами рассматриваются теоретические и практические вопросы усиления государственно-частного диалога в регионах Кыргызской Республики. Конечной целью предлагаемых преобразований является улучшение бизнес-среды в регионах на основе отбора бизнес-экосистем и проведения на их основе диалога между бизнес-сообществом и органами государственного управления. В статье отмечаются слабые стороны традиционного диалога и предлагается новая концепция построения диалога на основе отбора бизнес-экосистем. Авторы дают обоснование необходимости отбора бизнес-экосистем, предлагают методологию отбора бизнес-экосистем на основе балльных критериев экономической эффективности проектов, приводят примеры отбора бизнес-экосистем на практике отдельных районов Кыргызской Республики.

 Ключевые слова: государственно-частный диалог, региональные инвестиционные советы, улучшение бизнес-среды, бизнес-экосистема, экономическая эффективность, конкурентные преимущества, методология отбора бизнес-экосистем.

 

Название статьи, ФИО и должность авторов, аннотация и ключевые слова на английском и кыргызском языках

Koichumanov Talaibek Djumashevich, Doctor of Economics, Professor, Secretariat of the Business Development and Investments Council under the Government of the Kyrgyz Republic, Head of the Secretariat <Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.>

Койчуманов Талайбек Джумашевич, экономика илимдеринин доктору, профессор, Кыргыз Республикасынын Өкмөтүнө караштуу Бизнести өнүктүрүү жана инвестиция боюнча кеӊешинин катчылыгы, катчылыгынын башчысы<Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.>

 

 

Основная задача государственно-частного диалога (в дальнейшем ГЧД) заключается в том, чтобы довести голос бизнеса, а именно препятствия, которые мешают развиваться бизнесу, меры по улучшению бизнес-среды  до государственных органов и совместно внедрить решения организационного или правового характера по улучшению бизнес-среды и инвестиционного климата. Другими словами, задачей ГЧД является установление обратной связи между правительством и бизнес-сообществом по вопросам улучшения бизнес-среды и инвестиционного климата в стране

 

Отличие ГЧД на центральном и региональном уровнях

В отличие от площадки государственно-частного диалога на центральном уровне - Совета по развитию бизнеса и инвестициям при Правительстве КР (в дальнейшем Инвестсовет), где рассматриваются общеэкономические, секторальные проблемы, для решения которых требуется изменить законодательство, задачи региональных инвестсоветов (в дальнейшем РИС) могут отличаться масштабностью, носить региональный характер. Решения РИС могут приниматься на местном уровне айылными кенешами, айыл-окмоту, региональными структурами министерств, ведомств, Полномочными представителями Правительства Кыргызской Республики. Если рекомендации, принятые на площадках РИС требуют изменения нормативных правовых актов, то они направляются в соответствующие министерства ведомства для рассмотрения или делегируются для рассмотрения на Инвестсовете. Кроме того, в отличие от центрального общереспубликанского уровня на региональном уровне ощущается ограниченность организационного и аналитического потенциала бизнес-ассоциаций, которые могут профессионально поднимать вопросы и готовить проекты решений [1].

 

Целью разработки нового формата работы РИС является усиление государственно-частного диалога на региональном уровне за счет отбора бизнес-экосистем в областях и районах. Такой отбор позволит определить приоритетные проекты в регионах и строить ГЧД на идентификации проблем конкретных бизнес-проектов, выявлять проблемы и искать пути решения на всем процессе работы таких проектов - от создания, то реализации конечной продукции.

 

Почему бизнес-экосистемы?

Бизнес-экосистема - это ряд ведущих проектов бизнеса, которые осуществляются на территории региона и вносят значительный вклад в развитие социально-экономической жизни территории.

Бизнес-экосистема региона – это особые дружественные и взаимовыгодные отношения бизнес-сообщества региона. Такая система образуется на базе ведущих компаний - лидеров, обладающих конкурентными преимуществами, приверженными к инновациям, имеющими общее видение развития региона. Система предполагает наличие сети предприятий, включая поставщиков, дистрибьюторов, клиентов, правительственных учреждений, общественных организаций, которые участвуют в производстве и поставке конкретных товаров и услуг компаний бизнес-экосистемы.

Социальная инфраструктура также является частью бизнес-экосистемы, обеспечивая устойчивость ее существования. Этим элементом, бизнес-экосистема отличается от кластера, которая включает в себя только производственную инфраструктуру. Кластер, может быть элементом бизнес-экосистемы, ее составной частью [2]. Здесь важным отличительным элементом образования является наличие в нем характеристик экосистемы [3].

Характерной чертой бизнес-экосистемы является его лидирующая роль в знании современных тенденций развития экономики,  способности применять инновационные методы хозяйствования, использовании конкурентных преимуществ и создании, в конечном счете, дружественной среды для всех партнеров, осуществляющих бизнес в регионе.

 Предприятия бизнес-экосистемы определяют возможности и роли и стремятся соответствовать направлениям, установленным одной или несколькими компаниями-лидерами.

 Те компании, которые занимают руководящие роли, могут меняться с течением времени, но функция лидера экосистемы ценится сообществом, потому что она позволяет членам двигаться к общим видениям, чтобы выровнять свои инвестиции и найти взаимоподдерживающие роли

Предыдущий опыт построения ГЧД в регионах с момента создания РИС решением Инвестсовета в 2016 году показал, что на заседания РИС зачастую выносились не качественно подготовленные, зачастую повторяющиеся вопросы, без детального анализа и конкретных путей решения. Такие заседания РИС носили характер одноразовых круглых столов и решения, принятые на них плохо поддавались мониторингу исполнения, что значительно снижало интерес бизнес-сообщества к участию на таких заседаниях. Важной чертой эффективности площадок ГЧД является возможность доведения решений до конечного результата, чтобы участники обсуждений могли видеть реальный вклад от таких диалогов в вопросах улучшения бизнес-климата в регионах.

Основными причинами недостаточной эффективности работы РИС в организации государственно-частного диалога в регионах являются организационные издержки, связанные с отсутствием мотиваций представителей власти в проведении такого диалога с бизнес-сообществом, отсутствие финансирования рабочих органов РИС, низкий профессиональный уровень и потенциал бизнес-сообщества в регионах и другие.

Выбор бизнес-экосистем для ГЧД на площадках РИС, на наш взгляд, позволит максимизировать интерес к проблемам конкретных проектов. Бизнес-экосистемы объединяют вокруг себя бизнес-сообщество в регионах, так как проблемы бизнес-экосистем являются общими для многих предпринимателей региона. Учитывая, что лидирующие компании, на базе которых создаются бизнес-экосистемы, обладают значительным потенциалом для развития и деятельность которых непосредственно связана с общими экономическими и социальными проблемами региона, продвижение проектов лидирующих компаний бизнес-экосистемы будет сказываться на развитии всего региона. В этом и характерная отличительная черта бизнес-экосистем - их дружественность по отношению ко всем партнерам в регионе. Такой подход, на наш взгляд, существенно повышает устойчивость развития региона.

По оценке экспертов, преимуществом бизнес экосистем является то, что организации экосистемы фокусируются на ключевых компетенциях и должны сотрудничать для развития инноваций. Решение сложных задач стимулируют сотрудничество предприятий экосистемы   в поиске технологий, новых продуктов, услуг, сокращения вывода их на рынок. Цель бизнес экосистемы - "оркестровка - координация участников для достижения индивидуальной или коллективной эффективности" [4]

Для объективности отбора лидирующих компаний, на базе которых создаются бизнес-экосистемы - этих локомотивов бизнеса на местах, авторами предлагается методология определения приоритетных региональных проектов по объективным экономическим критериям, таким как наличие ресурсов, конкурентных преимуществ, подготовленность работников, наличие потенциала для  экспорта и др.[5]. Отбор проектов бизнес-экосистем будет осуществляться на основе оценки по балльной системе, которую  будут проводить независимые эксперты.

Фокус на бизнес-экосистемы в развитии ГЧД в регионах делается для усиления взаимодействия всех партнеров и налаживании дружелюбной атмосферы ведения бизнеса в регионе. В тоже время выбор лидирующих проектов и компаний  на базе которых создаются бизнес-экосистемы не исключает конкуренцию за лидерство в бизнес-экосистеме, важно только, чтобы такая конкуренция сохраняла общее направление развития по улучшению инвестиционного климата в регионе.

После согласованного с местными властями отбора бизнес-экосистем в регионах, будут проведены тренинги по ГЧД для бизнес-экосистем, на которых будут объяснены цели и задачи ГЧД. Все заседания РИС будут строиться исходя из потребности лидирующих компаний бизнес-экосистем по мере возникновения у них проблем и нерешенных вопросов. На каждом заседании РИС будут рассматриваться вопросы бизнес-экосистем в первоочередном порядке. Могут также вноситься в повестку заседания и другие вопросы. Должен проводиться мониторинг исполнения решений заседаний РИС на всех этапах реализации проектов бизнес-экосистем. Тем самым будут выявляться проблемы не только специфические для бизнес-экосистемы, но и общие для всех предпринимателей региона проблемы, начиная от земельных и финансовых вопросов при создании проектов (вопросы, выделения, получения разрешений, лицензий), заканчивая вопросами налогового и таможенного администрирования, технического регулирования, хранения, транспортировки и т.д.

 

            Прежде чем перейти к технологии отбора бизнес-экосистем, подытожим основные преимущества бизнес-экосистем.

            Итак, что дает внедрение бизнес-экосистем?

  • обеспечение эффективного использования конкурентных преимуществ региона (опыт, квалификация населения, спрос на производимую продукцию и т.д.);
  • эффективное использование местных условий и ресурсов региона;
  • взаимную поддержку участников бизне-экосистемы и эффективное распределение инвестиций;
  • усиление взаимосвязи всех потенциальных участников ГЧД в регионах для рассмотрения и решения проблем бизнес-экосистемы;
  • достижение устойчивого развития с учетом социальных ценностей населения региона.

 

            Для формирования бизнес-экосистемы необходимо сделать следующие шаги:

 

            шаг 1. Определить специализацию бизнес-экосистемы. На этом шаге определяются обоснованность отраслевой направленности лидирующих компаний исходя из географического разделения труда и опыта работников компаний, наличия у них необходимой квалификации для производства товаров и услуг.

            шаг 2. Кооперация. На этом шаге необходимо скооперировать все предприятия, специализирующие на производстве определенного отраслевого продукта. Это во многом решает такие проблемы как мелкотоварность продукции и низкая цепочка добавленной стоимости.

            3 шаг. Собственнно формирование бизнес-экосистемы. На этом шаге определяются все экономические связи и ресурсы внутри региона, задаются общие рамки взаимодействия.

 

            Технология формирования бизнес-экосистемы состоит из нескольких стадий.

 

            Здесь важно отметить, что компании-лидеры могут специализироваться по выпуску продукции в какой-то отрасли и поэтому важно, чтобы эта отрасль или продукт имели конкурентные преимущества.

 

            Стадия 1. Оценка соответствия отраслевой специализации компаний трем критериям, по которым можно судить о наличии конкурентных преимуществ [6]:

  1. наличие ресурсной базы необходимой для производства и экспорта продукции;
  2. стоимость производства продукции;
  3. опыт навыки и квалификация населения.

 

            Стадия 2. Оценка значимости критериев отраслевой специализации компаний. На этой стадии, по каждому из вышеназванных критериев проводится балльная оценка. Баллы зависят от степени воздействия конкурентных преимуществ: минимальные баллы - когда воздействие ограничено регионом, максимальные баллы - в случае возможности поставлять товары и услуги на экспортом. При этом учитывается степень профессиональной подготовки населения по соответствующей отраслевой специализации компаний.

 

            Ниже представлена таблица, в которой описаны значения баллов по трем критериям в зависимости от степени воздействия конкурентных преимуществ на производство продукции.

 

 

 

Критерии

1 балл

2 балла

3 балла

1

Наличие ресурсной базы необходимой для производства и экспорта продукции

наличие ресурсов для потребления внутри региона

наличие ресурсов для потребления внутри страны

наличие ресурсов сверх потребления в стране и возможность для экспорта

2

Стоимость производства продукции

стоимость производства ниже чем в других районах области

стоимость производства ниже чем по стране

стоимость производства ниже чем в странах для экспорта

3

Опыт навыки и квалификация населения

наличие исторических навыков

пройдено дополнительное обучение, тренинги и тд.

существует непрерывная система повышения квалификации

*определяется экспертной группой по определению балльности критериев.

 

            Оценка значимости определяется экспертами по каждому критерию отраслевой специализации. Ниже представлена информация какими экспертами должна проводиться оценка и какими документами должна подтверждаться экспертиза.

 

  1. По критерию №1   
    • Оценка производится экспертами (НИИ Минсельхоза, НИИ почвоведение и т.д.)
    • Оценка подтверждается статистическими данными, экспертные заключениями и другими количественными и качественными характеристиками.
  2. По критерию №2
    • Оценка производится независимыми экспертами в области сельского хозяйства и промышленности.
    • Оценка подтверждается статистическими данными, экспертными заключениями и другими количественными и качественными характеристиками.
  3. По критерию №3
    • Оценка производится экспертами МСУ, государственных и общественных организаций.
    • Оценка подтверждается статистическими данными, экспертными заключениями и другими количественными и качественными характеристиками.

 

 

            Ниже представлены примеры отбора отраслевой специализации для компаний бизнес-экосистем.

 

Пример 1. Ат-Башинский район, Нарынская область

 

Продукция

1 критерий

2 критерий

3 критерий

Итого баллов

Картофель

2

3

2

7

Животноводство

3

2

2

7

Садоводство

0

0

0

0

Пшеница

1

0

0

1

 

            Наибольшие баллы (наилучшие конкурентные преимущества) у производства картофеля и животноводства, что может быть рекомендовано лидирующим компаниям бизнес-экосистемы Ат-Башинского района Нарынской области.

 

 

Пример 2. Баткенский район, Баткенская область

 

Продукция

1 критерий

2 критерий

3 критерий

Итого баллов

Картофель

1

0

1

2

Мясо

0

1

1

2

Урюк

3

2

2

7

Пшеница

0

0

0

0

 

            Для лидирующих компаний бизнес-экосистемы Баткенского района Баткенской области может быть рекомендованы производство продукции из урюка, так как урюк имеет наилучшие конкурентные преимущества по сравнению с другими продуктами.

 

Пример 3. Жети-Огузский район, ИК область

 

Продукция

1 критерий

2 критерий

3 критерий

Итого баллов

Картофель

1

1

1

3

Мясо

1

1

1

2

Урюк

3

2

2

7

Пшеница

1

0

0

1

Садоводство

2

2

3

7

 

            Для лидирующих компаний бизнес-экосистемы Жети-Огузского района Иссык-Кульской области могут быть рекомендованы занятие садоводством и производство продукции из урюка и других фруктов.

 

Пример 4. Сокулукский район, Чуйская область

 

Продукция

1 критерий

2 критерий

3 критерий

Итого баллов

Картофель

1

2

1

5

Мясо

2

1

2

5

Урюк

0

0

0

0

Пшеница

1

1

1

3

Молоко

2

2

3

7

 

            Производства молока, мяса и картофеля имеет наилучшие конкурентные преимущества и их можно рекомендовать для лидирующих компаний бизнес-экосистемы Сокулукского района Чуйской области.

 

            Таким образом, подводя итоги можно сказать, что бизнес-экосистемы могут создать устойчивую систему развития региона, сделав акцент на конкурентных преимуществах, будут способствовать повышению товарности сельскохозяйственной продукции, снизить издержки, что крайне важно для продвижения продукции на экспорт. Описанная в статье методология и технология отбора бизнес-экосистемы прежде всего направлена для внимания местных сообществ, чтобы они могли подойти профессионально к выбору приоритетов развития. Государственный частный диалог, построенный на основе рассмотрения проблем лидирующих компаний бизнес-экосистем существенно повысит эффективность таких площадок как региональные инвестиционные советы.

 

 

            Использованные источники

 

  1. Асанов Б., Бримкулова К., Юлдашева М./под общей ред. проф. Койчуманов Т.Д. Руководство по государственно-частному диалогу для региональных инвестиционных советов. - Бишкек: Аль Салам, 2018. - 80 с.
  2. Price V. Cluster policy. – M.: Business, 1996. - P. 341
  3. Moore, James F. The Death of Competition: Leadership & Strategy in the Age of Business Ecosystems. — New York : Harper Business, 1996.
  4. Дэн Реймер. 5 стратегий построения бизнес экосистем. http://denreymer.com/business-ecosystem
  5. Портер М. Э. Международная конкуренция / М. Э. Портер; пер. с англ. под ред. и с предисл. В. Д. Щетинина. - М.: Международные отношения, 1993. - 896 с.
    6. . Портер М. Конкуренция / М. Портер. - М., СПб., К.: Вильямс, 2006. - С.602.

 

Прочитано 4757 раз
Оцените материал
(0 голосов)
Азамат Акенеев о правильных посылах президента и почему бизнес нельзя кошмарить

Азамат Акенеев о правильных посылах президента и почему бизнес нельзя кошмарить

Экономический эксперт Азамат Акенеев прокомментировал прошедшее сегодня заседание комитета по развитию промышленности и предпринимательства при Национальном совете по устойчивому развитию с участием президента Сооронбая Жээнбекова.Много всего было сказано. Но был один конкретный посыл, который я услышал: не надо пытаться регулировать бизнес карательными мерами. Эксперт согласен, что бизнес в Кыргызстане не всегда работает добросовестно.

«Предприниматели в силу разных причин, и в первую очередь в связи с недоверием государству, не горят желанием работать полностью по-белому, платить в бюджет все положенные отчисления, соблюдать все требования и нормы. Ведь бизнесмена, какой бы он ни был патриот, всегда интересует прибыль. У нас очень большой теневой сектор, и государство должно с этим бороться. Но, как сказал кто-то, лучше оправдать десять виновных, чем осудить одного невиновного. Это в большей степени относится к бизнесу. Здесь правоохранительные органы должны быть очень сильно ограничены», — считает он.

По мнению Азамата Акенеева, в республике чрезмерно увлеклись карательными методами. «Есть же налоговая, пусть она разбирается, доначисляет, если надо», — добавил он. Если предприниматель не хочет платить, пусть налоговая судится, арестовывает счета, но хватать и бросать в тюрьму — крайняя мера.

Собеседник считает, что споры должны перейти в плоскость хозяйственных, без уголовного преследования. Главное, как можно меньше привлекать в таких спорах милицию и ГКНБ.

«Бизнес надо выводить из тени, обеспечив равные условия для всех. Есть же разные механизмы. На мой взгляд, это все сегодня прозвучало, глава государства сказал самое главное: регулировать споры с предпринимателями надо экономическими методами. Потому что бизнесмены — не преступники, они, возможно, не соблюдают какие-то требования или могут ошибаться и неправильно рассчитать налоги. Однако предприниматели не представляют угрозы непосредственно для граждан. Они не воры, не грабители, не насильники. Пусть государство использует экономические рычаги», — резюмировал Азамат Акенеев.

Теперь, как отметил эксперт, многое зависит от аппарата президента, насколько чиновники смогут посыл главы государства донести и мониторить.

«Поручения даны, но у нас их много дается. Всегда говорятся очень правильные слова, а потом, впоследствии, все спускается на тормозах. Вопрос в том, сможет ли аппарат президента обеспечить контроль за исполнением решений комитета. Если контроля не будет, то и положительных изменений ждать не стоит», — подчеркнул он.

Прочитано 3348 раз
Оцените материал
(0 голосов)
О стратегии развития строительной отрасли Кыргызской Республики до 2030 года.

О стратегии развития строительной отрасли Кыргызской Республики до 2030 года.

О стратегии развития строительной отрасли Кыргызской Республики до 2030 года.

 

На заседаниях Совета по развитию бизнеса неоднократно поднимались вопросы по разработке Стратегии развития строительной отрасли в Кыргызской Республики. В результате принято постановление Правительства КР от 17 января 2020г. №14, которым утверждена Стратегия развития строительной отрасли Кыргызской Республики до 2030 года.

Данная Стратегия определяет государственную политику и вопросы государственного регулирования градостроительного развития, обустройства и благоустройства территории Кыргызской Республики и является программным документом для определения перспектив развития строительной отрасли. Основной задачей Стратегии является определение наиболее проблемных направлений по формированию и обустройству среды обитания и жизнедеятельности населения – граждан Кыргызской Республики.

Реализация настоящей Стратегии предусматривает развитие производственного потенциала в строительстве и производство строительных материалов, рациональное и сбалансированное природопользование, обеспечение населения жильем, объектами образования, здравоохранения, культуры и спорта, обеспечение культурного и национального своеобразия в архитектуре и строительстве.

В стратегии описаны анализ текущей ситуации, основные цели приоритеты, задачи и меры Стратегии, а также мероприятия и направления по совершенствованию системы госрегулирования в области градостроительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства, совершенствованию системы нормативного правового регулирования, развитию цифровой информационно-коммуникационной технологии/ информационной технологии инфраструктуры, цифровой трансформации строительства, научно-технической политике, кадровому потенциалу в строительной отрасли, развитию градостроительной деятельности, строительству жилых, общественных и промышленных объектов и их эксплуатации, энергоэффективности зданий и сооружений, энерго- и ресурсосберегающие технологий, производству строительных материалов, изделий и конструкций, экологической безопасности и защите окружающей среды, ожидаемым результатам и индикаторам реализации Стратегии, возможным рискам и угрозам.

Прочитано 3580 раз
Оцените материал
(0 голосов)
Теневая экономика. За державу обидно

Теневая экономика. За державу обидно

Последние расследования Азаттыка, Kloop и Центра по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP) не только выявили устойчивые системные коррупционные схемы на отечественной таможне, но и поставили вопрос о реальных масштабах теневой экономики в стране.
Размеры сумм, во много сотен миллионов долларов, выводимых только одним человеком, а также ранее озвученная правительством и Национальным банком информация о примерно 140 миллиардах долларов проведенных по корреспондентским счетам отечественных банков за 2018-й и первые 6 месяцев 2019 года заставляют совершенно по-иному взглянуть на возможные объемы неформального сектора Кыргызстана. Напомню, что по оценкам Национального статистического комитета, теневая экономика составляет примерно 24% от ВВП, исследования международных организаций дают более пессимистичные цифры - в размере около 40% от ВВП. Но, по всей видимости, даже эти данные являются существенно заниженными.
В последнее время в социальных сетях приходится наблюдать достаточно многочисленные мнения, что подобная ситуация с размерами контрабанды и неучтенными денежными потоками является не такой уж страшной. Что это позволяет сохранять низкие цены на товары для населения, создавать рабочие места, давать зарабатывать огромному слою людей, занятых в торговле, поставках, логистике, а также позволяет сохранять конкурентоспособность страны для реэкспорта товарных потоков в другие страны СНГ. Некоторые доходят до того, что представляют коррупционеров с таможни эдакими современными Робинами Гудами, которые, организуя контрабандные потоки через Кыргызстан, грабят богатых соседей и развивают нашу экономику. Ну а то, что не платятся положенные налоги в бюджет страны, подумаешь, ведь все равно разворуют.
На самом деле от подобной модели развития страны, основанной на реэкспорте и контрабанде, намного больше минусов, чем плюсов. Плюсов, честно говоря, не вижу вообще. Да, вполне возможно, что на определённом этапе развития Кыргызстана контрабанда и помогла развиться какому-то слою предпринимателей, обеспечила закрепление места страны как важного звена в системе региональной торговли. Но нужно понимать, что это в любом случае было временным явлением. В международной практике нет стран, успешно живущих и развивающихся на контрабанде. Этого никто не позволит в хоть какой-то долгосрочной перспективе.

У тебя не спрашивают, как ты заработал первый миллион, но те, кто пытается таким же способом заработать второй или третий, заканчивают либо в тюрьме, либо на кладбище. Соседи, видя наши шалости, неизбежно усиливают контроль за перемещением товаров из Кыргызстана, вводя многочисленные барьеры, от которых в первую очередь страдают добросовестные экспортеры. Мы удивляемся, почему вступив в ЕАЭС мы так и не получили обещанного свободного передвижения товаров и единого рынка. Возмущаются депутаты, возмущаются граждане, ну, а что возмущаться-то, если в стране на системной основе действует коррупционная сеть по доставке контрабанды на рынки соседей в десятки миллиардов долларов!? Какой сосед в таких условиях откроет свои границы? Тут не возмущаться надо, а радоваться, что хоть какие-то наши товары пускают. Рано или поздно мы можем просто оказаться в полной изоляции.

Какие еще минусы приносит текущая модель экономики страны? Безусловно, в первую очередь страдает наш бюджет. Уровень услуг, предоставляемых государством, в первую очередь образования и здравоохранения из-за недостатка средств находится на минимальном уровне, человеческий ресурс страны деградирует. Не развивается общественная инфраструктура, слабая социальная защищенность населения, отсутствие должной безопасности – все это подрывает конкурентоспособность страны.
Наличие огромного неучтенного импорта, завозимого в страну, практически обнуляет любые попытки государства каким-то образом развить отечественное производство. Даже самое простейшее. Местные производители вынуждены платить налоги, соблюдать требования, получать сертификаты, тогда как неучтенная и зачастую контрафактная продукция свободно попадает напрямую в торговые сети. В этих условиях могут выжить только отдельные компании, обладающие крайне высокой конкурентоспособностью. Страдают не только местные добросовестные компании. Одним из главных факторов, отпугивающих иностранных инвесторов от Кыргызстана, является несправедливая конкуренция. Какой смысл внедрять новые технологии, современные системы менеджмента, если кто-то может завозить любой товар в страну и свободно продавать его без уплаты налогов.
Неразвитая экономика не создает достаточное количество рабочих мест, вызывая огромные миграционные потоки из страны, вымывая и без того скудный человеческий капитал за границу.
Перечислять минусы теневой экономики и контрабанды можно еще долго. Остановлюсь на одном. Огромные коррупционные доходы от таможни, получаемые определённым кругом лиц, позволяют им коррумпировать и другие государственные органы, в первую очередь правоохранительные. Вы давно слышали о каких-то серьезных арестах таможенников, несмотря на объявленную в стране борьбу с коррупцией? Коррумпируются не только чиновники, но и политики, и СМИ. В перспективе это может привести к монополизации всей власти в стране.
Если сейчас остановить коррупцию на таможне и начать сокращать размеры теневой экономики в первую очередь в торговле, то в краткосрочной перспективе это вызовет определённый подъем цен и, возможно, потерю какой-то части транзитных товарных потоков и сокращение части рабочих мест, обслуживающих эти потоки. Но без этого мы никогда не сможем вырваться из нынешнего прозябания и перейти к следующему этапу развития. Страны, победившие коррупцию, процветают, коррумпированные государства живут в нищете, это доказала и история, и международный опыт. Нам всем надо начинать жить по закону, не только государственным органам, но и предпринимателям, и обычным гражданам, если мы хотим построить на самом деле процветающий Кыргызстан.


Азамат Акенеев, эксперт Совета по развитию бизнеса и инвестиций

 

Подробнее

Прочитано 3633 раз
Оцените материал
(0 голосов)