Адрес: г. Бишкек, ул. Игембердиева 1а, Блок Д, 3 этаж, кабинеты 319, 320, 321, тел.: 0312 963600, 0999 963600, office@investment.kg

Новости

ОБРАЩЕНИЕ (АКТ)  К новой экономической свободе и развитию

ОБРАЩЕНИЕ (АКТ) К новой экономической свободе и развитию

30 апреля 2020 Жогорку Кенеш КР принял Акт к новой экономической свободе и развитию, который предусматривает меры по улучшению введения предпринимательской деятельности.
В близлежащее время будут подготовлены ряд законопроектов, которые направлены на улучшение предпринимательской деятельности и будут способствовать выходу страны из экономического кризиса.

Хотим выразить благодарность депутатам и экспертам за проделанную работу. Экспертная группа сформирована при поддержке Секретариата Совета по развитию бизнеса и инвестициям при Правительстве КР.

ОБРАЩЕНИЕ (АКТ)

К новой экономической свободе и развитию

На фоне мирового экономического кризиса, связанного с пандемией коронавирусной инфекции COVID-19, экономика Кыргызстана находится в наихудшей ситауции.
Последний прогноз Министерства экономики Кыргызской Республики предполагает сокращение ВВП Кыргызстана в 2020 году на уровне 6,8%. Экономический кризис уже вызвал значительное падение переводов трудовых мигрантов, девальвацию национальной валюты на 15%. Согласно оценке Правительства Кыргызской Республики, до конца текущего года минимальные объемы выпадения республиканского бюджета могут составить порядка 400 млн. долларов США. Происходит резкое ухудшение условий торговли с основными торговыми партнерами и сокращение внутреннего спроса.
Максимально негативное воздействие идет на малый и средний бизнес, доля которого в экономике страны составляет около 40%. Без существенной поддержки бизнес-сообщества возможно массовое разорение компаний, в этом случае экономический кризис затянется на продолжительный период, вызывая такие последствия как безработица, увеличение бедности и падение доходов бюджета.
Меры Правительства Кыргызской Республики и Национального банка Кыргызской Республики для поддержки предпринимателей направлены в основном на предоставление отсрочек по выплатам налогов и основной суммы кредитов, отмену пеней по уплате коммунальных платежей и сокращение количества проверок.
В этих условиях единственным способом поддержки предпринимателей со стороны государства может быть кардинальное сокращение административной нагрузки на бизнес и реальное улучшение условий ведения предпринимательский деятельности в стране.
Сегодня, чтобы выйти из экономического кризиса, жизненно необходима новая экономическая политика, которая призвана получить доверие и поддержку граждан, и позволит улучшить социально-экономическое положение в кратчайшие сроки. Только так мы можем построить развитую экономику и стать самодостаточной страной.

Новая экономическая политика должна быть направлена на:
- ограничение государственных расходов до 25 % от ВВП;
- снижение дефицита государственного бюджета до 3 % от ВВП;
- проведение амнистии капиталов;
- полный запрет на увеличение лицензий (сокращение разрешительных документов), упрощение ведения бизнеса и полная свобода индивидуального предпринимательства с оплатой ежегодного патента;
- полная свобода передвижения капитала;
- полная инвентаризация государственной собственности и иных активов;
- продажа, приватизация через аукцион нерентабельной государственной собственности;
- укрепление частной собственности;
- сокращение количества налогов;
- сокращение количества проверок, включая налоговые;
- запрет на инициирование законопроектов, ухудшающих бизнес-среду;
- инвентаризация функций государственного управления и ликвидация не нужных структур;
- кардинальное сокращение государственного аппарата на 10-20% в ближайшие 3 года и в последующем - на 30%;
- социальная поддержка и справедливая государственная адресная помощь (по возрасту, по состоянию здоровья и т.д.);
- сокращение размера социальных отчислений, введение социального налога и переход на накопительную пенсионную систему;
- переход на проверки бизнеса полностью в цифровом формате;
- сокращение регулирования предпринимательской деятельности, переход бизнеса на принципы саморегулирования и исключение человеческого фактора;
- декриминализация экономических преступлений;
- обеспечение защиты прав собственности и гарантий для инвесторов;
- внедрение безналичных платежей, принципа отслеживаемости товаров, и как результат - уменьшение теневой экономики;
- переход на экономически обоснованные тарифы;
- запуск крупных национальных инфраструктурных проектов;
- принятие нового инвестиционного кодекса.

Прочитано 2049 раз
Оцените материал
(0 голосов)
Обновленная информация по предложениям бизнес-сообщества для антикризисных мер Правительства

Обновленная информация по предложениям бизнес-сообщества для антикризисных мер Правительства

5 апреля 2020 года в Министерстве экономики КР под председательством министра Муканбетова С.Т. состоялась встреча экспертной группы по обсуждению как краткосрочных, так и долгосрочных антикризисных мер правительства.
Эксперты Секретариата Совета выступили по мерам краткосрочного характера, в частности были озвучены меры бизнес-сообщества, которые не попали в антикризисный план первоочередных мер правительства или ранее не были рассмотрены штабом. Эксперты Секретариата указали на необходимость смягчения ограничительных мер для бизнеса, а также выступили по мерам долгосрочного характера, в частности, по налогам и инфраструктурным проектам.
Все предложения бизнес-сообщества краткосрочного характера повторно были переданы Министерству Экономики с просьбой дать ответ для информирования бизнеса по тем предложениям, которые не войдут в антикризисный пакет-2.

 

Прочитано 3114 раз
Оцените материал
(0 голосов)
предложения к проекту постановления Жогорку Кенеша «О мерах по сокращению негативных социально - экономических последствий в связи с валютной инфляцией и распространением коронавирусной инфекции COVID-19

предложения к проекту постановления Жогорку Кенеша «О мерах по сокращению негативных социально - экономических последствий в связи с валютной инфляцией и распространением коронавирусной инфекции COVID-19

1-апреля 2020 года на заседании Жогорку Кенеша КР депутаты К.Иманалиев, А.Жапаров, Э.Токтошев, А.Эргешов, М.Бакиров, М.Жеенчороев, И.Пирматов, А.Нурбаев внесли свои предложения к проекту постановления Жогорку Кенеша «О мерах по сокращению негативных социально - экономических последствий в связи с валютной инфляцией и распространением коронавирусной инфекции COVID-19.
Необходимые краткосрочные меры:
1. Каникулы на выплаты налогов и социальных отчислений на все время запрета на деятельность в результате карантинных мер, включая освобождение от выплат земельного налога и налога на имущество;
2. Отсрочка по коммунальным платежам на время действия карантинных мер;
3. Освобождение от уплаты платежей за аренду государственного имущества и государственной земли;
4. Отсрочка по выплате кредитов и процентов по ним для субъектов предпринимательства, чья деятельность ограничена карантинными мерами;
5. Полное освобождение от всех видов проверок со стороны государственных органов, включая правохранительные органы и Государственную налоговую службу;
6. Выдать беспроцентные кредиты на заработную плату физическим лицам, а ИГП ссуды в размере не менее стоимости потребительской корзины;
7. Предоставление льготных кредитов в упрощенном порядке для восстановления деятельности после завершения карантинных мер, необходимо задействовать Государственный резервный фонд (на сегодня более 1 миллиарда сомов), пополнить до 500 миллионов долларов США.
Кроме вышеуказанных краткосрочных мер в обязательном порядке должен быть разработан и принят пакет структурных реформ кардинально улучшающих условия ведения предпринимательской деятельности в стране, включая
1. Создание справедливой судебной системы;
2. Радикальное упрощение налогового администрирования и сокращение количества налогов, с внедрением фискализации на всех этапах;
3. Сокращение размера социальных отчислений, введение социального налога и переход на накопительную пенсионную систему;
4. Переход на проверки бизнеса полностью в цифровом формате;
5. Сокращение регулирования предпринимательской деятельности, переход бизнеса на принципы саморегулирования и исключение человеческого фактора;
6. Полное реформирование налоговой и таможенной службы под контролем комиссии с участием представителей бизнеса и гражданского общества;
7. Декриминализация экономических преступлений;
8. Обеспечение защиты прав собственности и гарантий для инвесторов;
9. Массовая приватизация и полный уход государства из хозяйственной деятельности;
10. Внедрение безналичных платежей, принцип отслеживаемости товаров, и как итоги уменьшения теневой экономики;
11. Переход на экономически обоснованные тарифы;
12. Запуск крупных национальных инфраструктурных проектов.

Прочитано 3220 раз
Оцените материал
(0 голосов)
Борьба с коронавирусом. Как не убить бизнес и экономику в Кыргызстане

Борьба с коронавирусом. Как не убить бизнес и экономику в Кыргызстане

12:17, 02 апреля 2020, Бишкек - 24.kg, Азамат АКЕНЕЕВ специально для ИА «24.kg»

На днях Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш, представляя свой доклад, посвященный теме глобального реагирования на социально-экономические последствия пандемии COVID-19, сказал: это самый тяжелый кризис, с которым мир столкнулся после Второй мировой войны.

Кыргызстан не стал исключением. Для республики это станет самым серьезным кризисом в истории независимости, который по своим масштабам и последствиям потенциально может превзойти даже то, что страна пережила после развала СССР. Как минимум мы должны понять, что быстрого выхода из него не будет.

 

Развенчание мифа

 

Сейчас государства поражает не только сам вирус, но и экономическая рецессия. Причем прогнозы ухудшаются буквально с каждым днем. Если пару недель назад большинство экономистов и аналитиков финансовых институтов прогнозировали просто значительное замедление темпов роста мировой экономики в 2020 году, то сейчас речь уже идет об отрицательном росте и сокращении мирового богатства. Даже в случае маловероятного сценария победы над коронавирусом в ближайшие месяцы странам придется еще в течение значительного времени преодолевать последствия спада в экономике, безработицы и увеличивающейся бедности.

Что ждать Кыргызстану и какие меры могут быть приняты нашими властями?

Для начала хотелось бы сразу развеять популярный миф. Он распространен даже среди достаточно образованных и грамотных граждан. По их словам, мировой кризис нам не особо страшен, потому что мы бедная республика, не интегрированная в мировые финансовые рынки, и привыкли выживать без значительного притока инвестиций. Это мнение глубоко ошибочно. Все обстоит совершенно наоборот.

Именно по бедным странам и их населению мировые кризисы бьют сильнее, чем по более благополучным, которые имеют ресурсы и потенциал для принятия антикризисных мер.

В первую очередь необходимы щедрое фискальное стимулирование экономики со стороны государства и обеспечение минимальных социальных стандартов потерявшим работу и уязвимым слоям населения. Практически все развитые государства мира уже объявили о многомиллиардных или даже триллионных мерах поддержки своих экономик и граждан. Может ли это сделать Кыргызстан? Ответ очевиден.

Положение республики, помимо того, что мы бедная страна, без резервов у правительства и доступа на международные рынки капитала, усугубляется крайне непропорциональной структурой экономики. Это делает ее особо уязвимой к внешним шокам.

На протяжении многих лет Кыргызстан входит в число мировых лидеров по весьма сомнительному показателю отношения переводов трудовых мигрантов к ВВП. Эта цифра достигает колоссальных 35-40 процентов.

 

Таким образом, даже небольшое уменьшение доли этих поступлений приведет к значительному нарушению платежного баланса и девальвации национальной валюты.

 

Хуже 2010 года, но лучше 1994-го

 

Значительное число кыргызстанцев по-прежнему заняты в обслуживании реэкспортных потоков на рынки стран СНГ. Производственный сектор слаб, объемы импорта в несколько раз превышают размеры экспорта. Можно с уверенностью сказать, что в мире найдется мало государств, настолько зависимых от состояния мировой экономики. Кыргызстан особенно зависим от состояния экономики наших основных партнеров — России, Китая, Казахстана и других соседей.

Согласно последнему прогнозу Министерства экономики, спад ВВП в этом году в Кыргызстане прогнозируется на уровне 7 процентов. Это значительно превышает показатели 2010-го, когда в КР произошла так называемая Апрельская революция. Тогда падение ВВП составило 0,5 процента. До рекордного падения ВВП 1994 года в размере почти 20 процента еще далеко.

Но еще месяц назад в самом худшем сценарии ведомство даже не предполагало спада в экономике. Так что эти цифры могут быть далеко не окончательными.

Первые тревожные сигналы уже поступают. Национальная валюта за последние недели девальвировала к доллару примерно на 15 процентов. По сообщениям банков, на 70-80 процентов уменьшились объемы денежных переводов в страну. Введенные в связи с коронавирусом на территории республики режимы чрезвычайной ситуации и чрезвычайного положения парализовали деятельность большинства предпринимателей и компаний.

Предлагаемые правительством меры поддержки бизнесменов в основном направлены на отсрочку платежей и отчетности по налогам, кредитам и арендной плате, причем во многих случаях они носят рекомендательный характер.

Трудно ожидать другого в условиях критического падения доходов бюджета, необходимости выполнения государством минимальных социальных обязательств и увеличения финансирования сектора здравоохранения. Мы не можем позволить себе таких же действий по защите бизнеса, которые предпринимаются в других, более благополучных странах, включая наших партнеров по ЕАЭС.

 

Не копировать чужой опыт

 

В этих условиях единственным реалистичным способом не потерять полностью экономический потенциал республики в ближайшие месяцы является маневрирование в области применяемых карантинных мер. В настоящее время власти Кыргызстана практически полностью копируют тактику подавления инфекции, которая была применена КНР, а затем опробована в других государствах.

За редким исключением вводится запрет на осуществление большинства видов предпринимательской деятельности, ограничены транспортные перевозки и передвижения граждан.

Но сработать эти жесткие меры могут только в условиях, когда государство берет на себя полное обеспечение граждан, потерявших работу, и снимает с бизнеса обязательства по уплате каких-либо платежей на то время, пока ему запрещена деятельность.

 

Делается ли это в Кыргызстане? Вопрос опять же риторический.

Очевидно, что в течение ближайших недель начнется массовое нарушение карантина людьми, у которых закончатся продукты. Вместе с тем усилится социальная нестабильность, возможны беспорядки. Бизнес будет продолжать нести потери и разоряться.

В этих условиях необходимо не бездумно копировать чужой опыт, а разработать и внедрить тактику борьбы с инфекцией, которую страна реально может себе позволить с учетом наших условий.

В мире есть и примеры государств, которые не внедряют такие жесткие ограничения, полностью парализующие экономику. При этом они контролируют число заболевших на уровне, когда все нуждающиеся могут получить доступ к медицинской помощи. Многим категориям предпринимателей, чья деятельность не предполагает массового сбора граждан, можно разрешить продолжать работать, включая небольшие производства и сферу услуг. Частично возобновить и передвижение общественного транспорта, чтобы люди получили возможность добираться на работу.

Но важно вводить эти меры постепенно, тщательно отслеживая эпидемиологическую ситуацию и не допуская резкого роста заболевших.

 

Безработица и нищета или...?

 

Что не менее важно, уже в ближайшие месяцы должен быть разработан и принят пакет структурных реформ, кардинально улучшающих условия ведения предпринимательской деятельности после завершения карантина. Прежде всего речь идет о тотальном снижении административной нагрузки на бизнес, в первую очередь налоговом и таможенном, о сокращении количества налогов и ставок социальных отчислений, а также о переводе всех государственных услуг для предпринимателей в цифровой формат и исключении контактов с госорганами. Тотальное ограничение проверок предпринимателей и переход большей части бизнеса на принципы саморегулирования тоже немаловажны. Необходимо реформировать устаревшую систему трудового законодательства и полный уход государства от хозяйственной деятельности, создание условий для справедливой конкуренции.

Именно размеры катастрофы, особенно ее влияние на бюджет страны, с выпадением многих десятков миллиардов сомов дают уникальное окно возможностей для проведения этих давно наболевших изменений, невозможных в обычное время. Раз падение неизбежно, так давайте хотя бы страдать не напрасно.

Масштабы кризиса после пандемии коронавируса позволяют надеяться на то, что государства мира и международные институты примут беспрецедентные меры по его преодолению. Учитывая предыдущий опыт мировых рецессий, можно надеяться на то, что период глубокого спада составит не более нескольких месяцев.

Кыргызстану необходимо на этот срок не допустить критического падения экономики и разорения большей части предпринимателей республики, а также принять беспрецедентные меры по улучшению условий ведения бизнеса. Тогда при изменении внешней конъюнктуры и восстановлении спроса можно ожидать достаточно быстрого оживления экономической деятельности. В противном случае нам гарантированы долгие годы безработицы и нищеты.

 

Прочитано 3250 раз
Оцените материал
(0 голосов)