Новости

Цифровая повестка ЕАЭС

Цифровая повестка ЕАЭС

Секретариат Совета по развитию бизнеса и инвестициям при Правительстве Кыргызской Республики приглашает Вас принять участие в вебинаре по вопросу цифровой повестки Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который состоится 12 августа 2020 г. в 13:30.
Фокус вебинара будет заключаться в обсуждении вопросов цифровой трансформации отраслей экономики, в том числе цифровой трансформации рынков товаров, услуг, капитала и рабочей силы; цифровой трансформации процессов управления интеграционными процессами и обеспечение защищенности цифровых процессов.
Презентацию будет проводить представитель Офиса управления инициативами ЕЭК, помощник председателя Коллегии ЕЭК Омуралиев Мирлан Жумабекович. Омуралиев ранее занимал пост заместителя председателя Государственного комитета информационных технологий и связи Кыргызской Республики. Модератор вебинара: Омурзаков Бакыт Атабекович, директор проекта Digital CASA и советник по цифровому развитию Секретариата Совета по развитию бизнеса и инвестициям.
Просим Вас зарегистрировать Ваше участие в данном вебинаре для получения дальнейших инструкций по платформе вебинара и ссылки для участия по эл. почте: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. или по тел: 0770910016 (what's up).
Прочитано 23 раз
Оцените материал
(0 голосов)
Налоговый Трибунал, как оспорить необоснованно завышенные налоги

Налоговый Трибунал, как оспорить необоснованно завышенные налоги

Эксперт Совета по развитию бизнеса и инвестициям при Правительстве Кыргызской Республики Азамат АКЕНЕЕВ рассказал изданию «Общественный Рейтинг - Кыргызстан » о том, что такое Налоговый Трибунал, как оспорить необоснованно завышенные налоги и о том, почему в предлагаемом законопроекте Налоговый Трибунал будет располагаться на базе Международного третейского суда при Торгово-промышленной палате Кыргызской Республики.

 

Пока политики и партии готовятся к очередной битве за места в Жогорку Кенеше, отечественный бизнес ждёт от парламента поддержки на фоне кризиса, вызванного пандемией по коронавирусу. Не теряя надежды, что VI созыв успеет принять большой пакет законопроектов по поддержке предпринимателей. Об одном из проектов, предлагающем введение независимого института по налоговым спорам – Налогового трибунала, мы попросили рассказать эксперта Совета по развитию бизнеса и инвестициям при Правительстве Кыргызской Республики Азамата АКЕНЕЕВА.

 

– Азамат Жумакадырович, что такое Налоговый трибунал, зачем его создавать и как он будет действовать?

 

– Налоговый трибунал, который предлагается создать согласно законопроекту, – это новый независимый институт по досудебному рассмотрению налоговых споров. Чтобы понять, в чём его необходимость, надо начать с того, как подобные споры рассматриваются сейчас.

 

Налоговый спор возникает в случае, когда налогоплательщик не соглашается с расчётами налогового органа и полагает, что ему необоснованно начислили либо завысили сумму налога. В этом случае он имеет право пожаловаться в… налоговую службу.

 

– То есть пожаловаться налоговикам на налоговиков?

 

– Вот именно. Как бы абсурдно это ни звучало, но на сегодня это именно так. Естественно, при этом возникает очевидный конфликт интересов. Потому что вышестоящий налоговый орган, с одной стороны, должен постоянно требовать от нижестоящих налоговых органов повышения собираемости налогов, с другой – он же должен начисленные ими налоги отменять. Так не бывает. Получается, что жалобу налогоплательщика рассматривает орган, который сам является заинтересованной стороной в этом процессе. Неудивительно, что подавляющее количество жалоб налогоплательщиков разрешается не в их пользу.

Поэтому разработчики законопроекта исходили из того, что главным условием эффективности Налогового трибунала должна стать его независимость, как от ГНС в частности, так и от государственных органов в принципе. Только в этом случае он сможет выносить объективные решения.

 

– Настолько серьёзно назрела эта проблема? Есть какая-то статистика?

 

– Проблема стоит очень остро. Скажу так: сложные и неоднозначные процедуры налогового администрирования на сегодняшний день являются одной из главных проблем для предпринимателей в Кыргызстане.

 

К сожалению, наш Налоговый кодекс не всегда дает четкое толкование тех или иных процедур, что и приводит к возникновению многочисленных налоговых споров между предпринимателями и органами налоговой службы. И хотя в Налоговом кодексе есть норма, что любые сомнения должны толковаться в пользу налогоплательщика, на практике это не так. Например, по данным Международного Делового Совета, которые озвучены на февральском заседании Комитета по развитию промышленности и предпринимательства при Национальном Совете по устойчивому развитию Кыргызской Республики, за 2016-2018 годы по результатам налоговых проверок бизнесу доначислили налогов более чем на 39,5 млрд сомов. В среднем ежегодно доначислялась сумма, сопоставимая с 40% от общей прибыли всех предприятий Кыргызстана. А в 2018 году доначисления составили 18,9 млрд сомов, что составляет около 64% всей годовой прибыли всех компаний…

 

– Где и как будет действовать Налоговый трибунал?

 

– По законопроекту Налоговый трибунал будет располагаться в Бишкеке, на базе Международного третейского суда при Торгово-промышленной палате Кыргызской Республики. Рассматривать споры между налоговой службой и налогоплательщиками будут высококвалифицированные эксперты в области налогов. Они будут независимы от обеих сторон спора, а вынесенное ими решение будет не рекомендательным, а обязательным к исполнению как налогоплательщиком, так и налоговыми органами, если только они не решат обжаловать его в судебном порядке.

 

Хочу отметить, что такой порядок соответствует наилучшей международной практике. В десятках государств аналогичные институты по досудебному рассмотрению споров уже созданы и показали свою высокую эффективность. На недавно состоявшихся парламентских слушаниях представители бизнеса высоко оценили предлагаемые изменения и просили принять их до ухода депутатов на каникулы.

 

– Как вы объяснили выше, сейчас рассмотрением жалоб налогоплательщиков занимается центральный аппарат ГНС в рамках его функциональных обязанностей. То есть расходы покрываются из госбюджета, и налогоплательщик ничего не платит. А по вашему законопроекту налогоплательщик должен будет оплачивать расходы по рассмотрению его жалобы Налоговым трибуналом. В этой связи возникает два вопроса. В какую примерно сумму обойдётся налогоплательщику обжалование? И не окажется ли это финансовое условие препятствием для подачи жалобы?

 

– Действительно, налогоплательщик должен будет оплатить расходы на рассмотрение жалобы Налоговым трибуналом. Но давайте посмотрим на это с другой стороны. Во-первых, мы должны понимать, что работать совсем бесплатно квалифицированные эксперты не могут. Они тратят свое время и должны получать какую-то компенсацию. Я сам был членом независимой комиссии по рассмотрению жалоб и протестов по государственным закупкам и могу сказать, что работа этого отличного института была парализована тем, что не было достаточно квалифицированных специалистов, готовых бесплатно уделять по несколько часов в день общественной работе. В комиссии был постоянный недобор членов, высокая текучка, из-за этого жалобы рассматривались с нарушениями сроков, срывались сроки работ, тендеров. Из-за того, что подача жалобы являлась полностью бесплатной, те участники торгов, которые проиграли конкурс даже по объективным причинам, сразу подавали жалобы, чтобы затянуть время и сорвать тендер, тем самым парализуя работу комиссии.

 

В этом плане я считаю, что небольшая плата будет дисциплинировать налогоплательщиков и не позволит им подавать ничем не обоснованные жалобы без реальной аргументации своей правоты. Это разгрузит Налоговый трибунал и позволит ему уделить больше времени серьезным случаям. Кроме того, это позволит сэкономить бюджетные средства, что на фоне экономического кризиса и достаточно непростой ситуации с госбюджетом особенно важно.

 

Кроме того, в законопроекте прописано, что сумма сбора покрывает только оплату труда членов трибунала и не преследует целей извлечения прибыли. Она будет совсем небольшая по сравнению с огромными расходами налогоплательщиков на исполнение несправедливых налоговых обязательств.

 

Для тех же налогоплательщиков, которые вообще не хотят или не могут платить, остаётся прежний механизм досудебного рассмотрения споров самой налоговой службой. Для них ничего не изменится, и никакого увеличения расходов не произойдёт.

 

– Согласно законопроекту, в случае несогласия с решением Налогового трибунала проигравшая сторона вправе оспорить его в Административном суде. Есть ли вероятность, что налогоплательщик и налоговая служба согласятся с выводами Трибунала и до суда их спор не дойдёт? Каков ваш прогноз?

 

– Согласно Конституции окончательное решение по любым спорам принимается судом, и мы не можем ограничить это право. Однако полагаю, что большинство решений Налогового трибунала будет окончательным. Ведь зачастую тем же налоговикам просто нужно иметь обоснование для того, чтобы принять решение в пользу налогоплательщика. Часто они не делают этого даже в очевидных случаях только потому, что боятся преследования со стороны правоохранительных органов, если вынесут его сами. Решение же Налогового трибунала даст им такое обоснование. Кроме того, международный опыт показывает, что большинство споров заканчивается достижением соглашения между налогоплательщиками и налоговыми органами, а Трибунал больше играет роль медиатора. Мы предполагаем, что число обращений в суд значительно сократится, что позволит снизить расходы налогоплательщиков и государства на содержание судебной системы, оплату гонораров юристам и т.д.

 

– Вы сказали, Налоговый трибунал будет действовать при Международном третейском суде при ТПП КР. Какую роль этот суд будет играть в функционировании трибунала?

 

– Здесь главную роль играет независимый статус третейского суда и накопленный опыт в области решения споров и в медиации. У суда имеется большая база квалифицированных арбитров, которые могут принимать участие в работе Трибунала. А учитывая, что в целом работа третейского суда и работа Трибунала строятся по схожим принципам, процесс перехода к новому досудебному порядку рассмотрения налоговых споров можно будет запустить очень быстро.

 

– Какую пользу принесёт новый порядок с точки зрения налогоплательщика и с позиции государства? Кто и что выиграет от этой реформы?

 

– Объективное рассмотрение налоговых споров увеличит доверие предпринимателей к системе защиты их прав и к перспективе ведения бизнеса в Кыргызстане. Это будет способствовать расширению иностранных и отечественных инвестиций, ускорению экономического роста и, в конечном итоге, увеличению доходов государства. Также сократятся расходы и время налогоплательщиков, затрачиваемые на многомесячные судебные тяжбы, сократится нагрузка на судебную систему.

 

– Какова позиция Государственной налоговой службы и Правительства в целом по данному законопроекту?

 

– Мы еще не получили заключения ГНС и Правительства на предлагаемый законопроект. Но надеемся, что оно будет положительным.

 

Беседовал Нурдин ДУЙШЕНБЕКОВ

Прочитано 256 раз
Оцените материал
(0 голосов)
Депутаты одобрили в III чтении законопроект по поддержке птицеводческой отрасли

Депутаты одобрили в III чтении законопроект по поддержке птицеводческой отрасли

Во исполнение протокола заседания Совета по развитию бизнеса и инвестициям при Правительстве Кыргызской Республики от 28 июня 2018 года №3 относительно поддержки птицеводческой отрасли Жогорку Кенеш 24 июня 2020 года рассмотрел законопроект «О внесении изменения в Налоговый кодекс Кыргызской Республики» в третьем чтении.

По обращениям Ассоциации птицеводов Кыргызстана относительно критической ситуации в птицеводческой отрасли Кыргызстана было принято решение разработать проект нормативного правового акта, предусматривающего обеспечение доступа к кормовой базе путем предоставления налоговых преференций на импорт cырья для производства кормов сельскохозяйственными производителями, осуществляющими деятельность по разведению сельскохозяйственной птицы (птицеводство) в той части, которая фактически была использована на эти цели. Кроме того, в целях удешевления стоимости кормов, производимых для сельскохозяйственного птицеводства на территории Кыргызской Республики, необходимо также предоставить освобождение от НДС поставок птицеводам таких кормов, произведенных предприятиями по производству кормов. Последнее обусловлено тем, что мелкий товаропроизводитель яиц и птицы не в состоянии самостоятельно выступать импортером рыночных партий компонентов для производства кормов для своих производственных целей и приобретает корма мелкими партиями на территории республики, говорится в справке-обосновании.

По итогам обсуждения депутаты приняли законопроект в третьем чтении.

Подробнее: www.tazabek.kg/news:1627684/?f=cp

Прочитано 254 раз
Оцените материал
(0 голосов)
Парламентские слушания пакета законопроектов  по структурным реформам, подготовленных группой экспертов во исполнение «Обращения (Акта) к новой экономической свободе и развитию»

Парламентские слушания пакета законопроектов по структурным реформам, подготовленных группой экспертов во исполнение «Обращения (Акта) к новой экономической свободе и развитию»

5 июня 2020 года прошли парламентские слушания пакета законопроектов по структурным реформам, подготовленных группой экспертов во исполнение «Обращения (Акта) к новой экономической свободе и развитию», принятого Жогорку Кенешем Кыргызской Республики 30 апреля 2020 года по инициативе группы депутатов ЖК.

1. Сокращение количества налогов и налоговых проверок для бизнеса

Предлагаемые законопроекты соответствуют задаче 7.3. «Построение конкурентной и справедливой налоговой системы» Национальной стратегии развития Кыргызской Республики на 2018-2040 годы, утвержденной Указом Президента Кыргызской Республики от 31 октября 2018 года N 221), согласно которой: «С 2020 года налоговая нагрузка не превысит 20 процентов, включая социальные отчисления. Общее количество налогов будет сокращено до 2 - налога с оборота и налога на прибыль».
Предлагается проект Закона КР «О внесении изменений в Налоговый кодекс КР», который позволит каждому налогоплательщику, независимо от размера бизнеса, объемов выручки, превышения регистрационного порога по НДС, уплачивать Единый налог вместо трёх налогов: налога на прибыль, НДС на облагаемые поставки и налога с продаж (НсП). База обложения – выручка. Налоговый период – квартал для субъектов малого предпринимательства и один месяц для всех остальных. В целом, ставки соответствуют ставкам Единого налога, действующего в настоящее время. В результате сокращается количество платежей и отчетов, значительно упрощается расчет налогов и, следовательно, количество возможных вопросов при налоговых проверках. Крупный бизнес получит возможность отказаться от применения НДС на поставки и счетов-фактур НДС, а также от налога на прибыль с его проблемами по расчету затрат, подлежащих вычету. Сохраняется обязанность платить НДС на импорт.
Для тех, кто желает уплачивать налог на прибыль и НДС на поставки, сохраняется действующий механизм.
Ожидается, что применение Единого налога повысит прозрачность налоговой системы, сократит время налогоплательщиков и сроки налоговых проверок, а также количество налоговых вопросов.

2. Сокращение налоговых проверок.

Проект Закона КР «О внесении изменений в Налоговый кодекс КР» позволяет не проводить выездные плановые проверки для налогоплательщиков, которые соответствуют установленным критериям (применение 1-С бухгалтерии, участие в программе налогового мониторинга, надлежащий уровень налоговой нагрузки и своевременное представление налоговой отчетности), а также проводить выездные плановые проверки дистанционно для тех налогоплательщиков, которые имеют возможность стать участником системы электронного обмена Налоговой службы.
Результатом предлагаемых поправок будет сокращение прямых контактов налогоплательщиков с работниками налоговых органов за счет усиления аналитической работы Налоговой службы, а также сокращение государственных затрат на налоговое администрирование.

3. Введение социального налога.

Предлагается принять Закон КР «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (Налоговый кодекс Кыргызской Республики, Кодекс о нарушениях Кыргызской Республики, Бюджетный кодекс Кыргызской Республики, Закон КР «О персонифицированном (индивидуальном) учете граждан Кыргызской Республики для целей обязательного государственного социального страхования», Закон Кыргызской Республики «О государственной регистрации юридических лиц, филиалов (представительств)», Закон Кыргызской Республики «О государственном пенсионном социальном страховании»), Закон Кыргызской Республики «О порядке проведения проверок деятельности органов местного самоуправления», Закон Кыргызской Республики «О Социальном фонде Кыргызской Республики», Закон Кыргызской Республики «О государственном социальном страховании»», а также принять Закон КР «О распределении социального налога».
Законопроектом предлагается ввести социальный налог вместо страховых взносов по государственному социальному страхованию. В целом устанавливается 2 ставки: для работодателя и работника. Общая ставка снижается с 27,25% до 20%. База обложения, сроки уплаты и представления отчетности, льготы приведены в соответствие с подоходным налогом. Распределение соцналога в Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования, Фонд оздоровления трудящихся, Государственный накопительный пенсионный фонд осуществляется на основании отдельного закона. Администрирование осуществляется в порядке, предусмотренном для налогов.
Как результат у бизнеса сокращается количество платежей с 4-х до 2-х, появляется возможность унифицировать расчет подоходного и социального налога, и, в дальнейшем, объединить отчетность по подоходному и социальному налогу в один отчет. В целом ожидается, что указанные меры сократят уровень теневой экономики на рынке труда в КР.

4. Сокращение регулятивной нагрузки на предпринимателей

Проект Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики» подготовлен в целях дальнейшей оптимизации и либерализации лицензионной системы и регулируемых действующим законодательством общественных отношений в лицензионно-разрешительной сфере.
На текущий момент в стране действует 99 лицензируемых видов деятельности. Предлагаемым проектом Закона исключаются 33 вида деятельности.
Таким образом, планируется сокращение до 66 видов лицензий и разрешений, из них лицензий - 36, разрешений - 30 видов.
В частности, выводятся из под лицензирования виды деятельности, которые подразумевают под собой оценку квалификации и профессиональных навыков.
Проект Закона предусматривает законодательное закрепление исчерпывающего перечня лицензий с указанием специализации по выполняемым работам и услугам и исчерпывающего перечня разрешений с указанием специализации по действиям и операциям.
Поскольку в настоящее время Закон «О лицензионно-разрешительной системе в КР» не содержит исчерпывающего перечня лицензий и разрешений, предлагается в приложениях 1 и 2 к Закону законодательное закрепление всех лицензий и разрешений с указанием специализации. Это позволит соискателям лицензий осуществлять деятельность по отдельным работам, услугам, действиям и операциям и облегчит условия получения лицензий и разрешений.
Предусматривается отмена платности лицензий, где лицензии будут выдаваться без взимания государственной пошлины. Бесплатными будут лицензии по 55 видам деятельности.
Предлагается автоматизировать процедуры выдачи лицензий в электронном виде (он-лайн), что обеспечит прозрачность процессов лицензирования, позволит улучшить межведомственное электронное взаимодействие и объединение информации по выданным лицензиям различных лицензиаров в единый реестр, обеспечит улучшение системы лицензионного контроля.
Вводятся листы лицензионного контроля.
Сокращаются сроки проведения лицензионной проверки в три раза с 30 дней до 10 рабочих дней.
Закрепляются понятия предлицензионных и постлицензионных проверок, поскольку требования для получения лицензии и требования к лицензиату при осуществлении им деятельности отличаются, что требует их разграничения.
Законопроектом определяются исключительные случаи, при которых могут проводиться внеплановые проверки.

5. Передача государственных регулирующих норм саморегулируемым организациям.

Проект закона «О саморегулируемых организациях» преследует ту же цель, что проект закона по сокращению регулятивной нагрузки на бизнес, а именно сокращения существующего количества лицензий и разрешений и передачу отдельных из них саморегулируемым организациям.
Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил.
Саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, в форме ассоциации (союза) объединяющие не менее 10 субъектов предпринимательской или не менее 20 субъектов профессиональной деятельности по признаку единства отрасли или рынка производимых товаров, работ или услуг. СРО – это особый публично-правовой статус, который присваивается некоммерческой организации при условии соответствия ее установленным законом требованиям путем внесения сведений о ней в реестр, порядок формирования и ведения которого определяется Правительством Кыргызской Республики.
Саморегулируемые организации не могут создаваться в сфере национальной безопасности, обороны, обеспечения общественного порядка.
Проектом Закона предусмотрены обязательные требования к СРО, наличие стандартов и правил деятельности, обязательных для выполнения всеми членами СРО, обеспечение СРО дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами.
Законопроект о СРО определяет основные функции, права и обязанности данных организаций.
Законопроект определяет процедуры создания и прекращения деятельности СРО, органы управления, источников формирования имущества СРО, условия и порядок приема или прекращения участия в СРО
Проектом Закона предусмотрено, что саморегулируемые организации вправе осуществлять контроль за деятельностью своих участников. Вместе с этим, положения проекта Закона устанавливают возможность проведения государственного контроля и надзора за деятельностью саморегулируемых организаций, который осуществляются путем проверок и профилактического контроля и надзора.


6. Перевод проверок на цифровую платформу

Проект закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О порядке проведения проверок субъектов предпринимательства»» направлен на оптимизацию и совершенствование порядка и процедуры проведения проверок уполномоченными органами в целях снижения административной нагрузки на бизнес.
Неэффективность процедуры проверок приводит к загруженности сотрудников контролирующих органов и субъектов предпринимательства из-за проведения зачастую ненужных и дублирующих процедур.
Также предприниматели в качестве ключевых проблем в сфере государственного регулирования предпринимательской деятельности озвучивают коррупционные риски, сложные процедуры и бюрократические препоны.
В действующий Закон Кыргызской Республики «О порядке проведения проверок субъектов предпринимательства» от 25 мая 2007 года № 72 предлагается внести ряд изменений, в частности внедрить понятие цифровой проверки – формы проверки на бесконтактной основе с использованием информационно-коммуникационных технологий.
​Цифровой формат предлагается ввести для всех видов проверок. При этом, учитывая специфику проверок и сфер предпринимательской деятельности, Правительство КР должно провести анализ и определить Перечень проверок, которые будут осуществляться в форме цифровой проверки. Необходимо также определить проверки, которые должны остаться в форме документарной или выездной проверки. При этом в первую очередь необходимо обеспечить, чтобы цифровой формат и онлайн режим проверки полностью заменил документарную форму проверок.
Переход на цифровой формат проведения проверок субъектов предпринимательства будет способствовать повышению эффективности системы проведения проверок и снижению издержек предпринимательства и вероятности возникновения коррупционных рисков за счет:
- упрощения процедуры и сокращения сроков проведения проверок 2,5 -3 раза;
- устранения дублирующих функций госорганов и сокращение финансовых затрат государства и бизнеса за счет сокращения проверок, соответственно в 2 и 3,5 раза;
- транспарентности процедуры проведения проверок.
Реализация законопроекта по переводу проверок на цифровую платформу, по оценкам экспертов, приведет к экономии бюджетных расходов государства примерно 17 млн. сомов в год, а увеличение поступлений за счет сокращения издержек бизнеса порядка 300-400 млн. сомов в год.


7. Усиление прав и гарантий стратегических инвесторов

В соответствии с Национальной стратегией развития Кыргызской Республики на 2018-2040 годы предусматривается создание режима «стратегического инвестора» для масштабных инвестиций в национальные объекты развития и предоставление особых преференций. Однако на практике такой режим до сих пор не создан и реализация национальных инвестиционных проектов, таких как строительство железных дорог, крупных ГЭС, аэропортов не продвигается уже много лет. Хотя законодательство об инвестициях предусматривает заключение инвестиционных соглашений в случае, если инвестор обладает общепризнанной международной деловой репутацией, уникальными знаниями и опытом успешной реализации проектов в аналогичной сфере деятельности на практике эта норма не работает. До сих пор за период действия данной нормы не было заключено ни одного инвестиционного соглашения. Основной причиной является то, что инвестиционное соглашение не дает никаких преимуществ, уже не предусмотренных законодательством. Таким образом, правительство и уполномоченный орган по привлечению инвестиций не имеют реальных рычагов для привлечения стратегических инвесторов.
Предоставление инвесторам индивидуальных преференций и режима регулирования их деятельности является общепринятой международной практикой. Таким образом достигается увеличение гарантий для инвесторов от изменений и ухудшений законодательства, обеспечивается упрощенный порядок инвестирования и стабильность работы. Во всех странах Центральной Азии, являющихся основными конкурентами Кыргызстана за глобальные инвестиции, законодательство предусматривает заключение инвестиционных договоров и соглашений дающих инвесторам определенные льготы и преференции в случае осуществления значительных инвестиций в приоритетные сектора.
Законопроектом предлагается внесение изменений в Закон об инвестициях с введением понятия стратегического инвестора, описания четких критериев стратегического инвестора и усиления роли Агентства по продвижению и защите инвестиций при реализации инвестиционных соглашений. Вносятся изменения Налоговый Кодекс, Земельный Кодекс, Гражданский Кодекс, Закон о проверках, Закон о лицензионно-разрешительной сфере, Закон о внешней миграции и Закон о внешней трудовой миграции”, дающие стратегическим инвесторам особый порядок реализации инвестиционных проектов.
Согласно предлагаемым изменениям инвестиционные соглашения могут заключаться только с транснациональными компаниями обладающими общепризнанной международной деловой репутацией, уникальными знаниями и опытом успешной реализации проектов в аналогичной сфере, прошедшими процедуру листинга на одной из крупнейших фондовых бирж мира. Не допускается заключение инвестиционных соглашений в сфере недропользования.

8. Законопроект по Налоговому трибуналу

В целом в Кыргызстане установлен достаточно конкурентоспособный налоговый режим. Основной проблемой налогообложения в Кыргызстане является сложное налоговое администрирование. Главной претензией инвесторов является неоднозначное толкование разных норм Налогового Кодекса, которое приводит к тому, что сотрудники ГНС получают возможность доначислять налоги компаниям, несмотря на норму, что любые сомнения должны толковаться в пользу налогоплательщика. С учетом того, что по налоговым спорам в судах большинство решений принимается в пользу ГНС, это создает условия неопределённости для бизнеса и существенно ухудшает инвестиционный климат в Кыргызстане.
По данным Международного Делового Совета по результатам налоговых проверок за 2016 – 2018 годы сумма налоговых доначислений бизнесу составила более 39,5 млрд. сомов. В среднем за эти годы доначислялась сумма, сопоставимая с 40% от общей прибыли всех предприятий Кыргызстана за указанный период. Только в 2018 году доначисления составили сумму, равную 64% всей годовой прибыли компаний — 18,9 млрд. сомов.
Целью данного законопроекта является реформа досудебной системы рассмотрения налоговых споров в Кыргызской Республике на основе передовой международной практики
Законопроектом предлагается определить в Налоговом Кодексе понятие налогового трибунала и основные принципы его работы. С целью обеспечения независимости Налогового трибунала предполагается его размещение при Международном третейском суде и независимое от бюджета финансирование. Членами налогового трибунала будут квалифицированные специалисты в области налогового законодательства.

Кроме этих законопроектов пакет по структурным реформам, который готовится депутами к рассмотрению и принятию включает законопроекты по декриминализации экономики, электронной коммерции, телемедицине и ряд других.

Прочитано 336 раз
Оцените материал
(0 голосов)